Шведы предпочитают получать высшее образование на родине
В современном мире не обойтись без международного сотрудничества. Многие государства стремятся к тому, чтобы их граждане как можно раньше начинали учить иностранные языки, знакомиться с достижениями зарубежных экономик, получать навыки общения и взаимодействия с представителями других культур. В 2024 году Европейский совет рекомендовал странам ЕС к 2030 году довести долю студентов, имеющих опыт обучения за границей, минимум до 23%.
Одна из стран, которой, вероятно, будет трудно достичь цели, поставленной Европейским Советом, — Швеция. Согласно отчету общественных организаций в сфере международного образования, лишь 15% шведов, окончивших местные вузы в 2019 году, имели опыт обучения за рубежом. Эта цифра существенно не меняется с начала века. Для сравнения: в Финляндии таких выпускников насчитывалось 24%, а в Германии — 33%.
Шведское правительство еще в 2017 году пыталось принять меры, чтобы повысить долю уезжающих учиться за рубеж до 25%. К 2020 году, однако, стало ясно, что усилия властей не приносят результатов: на уровень, превышающий 20%, вышли всего шесть университетов, 11 не отправляли за рубеж и 10% учащихся, показатели остальных вузов колеблются в промежутке между 10 и 20%.
Большинство шведов едут учиться за границу при поддержке государственного стипендиального комитета CSN, который помогает получить гранты и недорогие кредиты. С начала тысячелетия количество клиентов CSN медленно росло, в 2014/15 учебном году достигло 30 000 человек, а затем стало снижаться и сегодня составляет 22 000 — на 27% меньше, чем 10 лет назад. Показательно, что если в других странах пандемийный спад мобильности студентов быстро нивелировался последующим подъемом, то в Швеции этого не произошло: увеличилось число студентов в местных вузах, но не количество желающих учиться за границей.
За истекшее десятилетие характер образовательных поездок, интересующих шведских студентов, существенно изменился.
Шведы чаще всего отправляются за границу изучать менеджерские специальности и медицину. Среди других популярных направлений — ИТ, психология, а также музыка, танец и драматическое искусство. В последнее время увеличился также поток шведских студентов в швейцарскую Академию кулинарного искусства — программы, не связанные с наукой, воспринимаются как более легкие и приятные.
Эксперты утверждают, что шведы любят учиться недалеко от моря, желательно теплого, либо в крупном или столичном городе с громким именем, например Лондоне или Париже. Порой это приводит к конфузам: некоторые студенты едут в Калифорнию, прельщенные знакомыми названиями вроде Санта-Моники и Санта-Барбары, а потом узнают, что дипломы выбранных ими вузов не котируются на родине.
В целом шведы, многие из которых знают английский, предпочитают регионы, где население пользуется этим языком. Растет спрос на страны Азии с их теплым климатом и широким предложением англоязычных программ. За последние 20 лет эта часть света стала впятеро популярнее, и теперь в Азию едет каждый десятый шведский студент, решивший обучаться за рубежом. По-видимому, одним из значимых факторов такого сдвига стало появление азиатских университетов в международных рейтингах, примерно совпавшее по времени с удорожанием жизни и учебы в традиционных англоговорящих государствах. Если в 2013/14 учебном году университеты США и Австралии вызывали у шведов огромный интерес, то сейчас популярность вузов этих стран упала на 56%.
И все же американские учебные заведения по-прежнему привлекают максимальное количество шведских студентов: за последний год в США отправились 3030 человек. На втором месте с большим отставанием — Великобритания: ее предпочли 1926 учащихся. Следующие места в десятке наиболее популярных у шведских студентов стран занимают Испания (1452 учащихся), Франция (1198), Нидерланды (1113), Италия (1106), Дания (1031), Латвия (995), Польша (912) и Германия (864). Университеты этих государств предлагают большое количество англоязычных программ, поэтому спад интереса к европейским вузам оказался минимальным.
Что касается конкретных городов, то в последний год шведские студенты чаще всего отдают предпочтение Риге. В вузы латвийской столицы поступили сразу 993 студента из Швеции, почти все — в Рижский университет имени Страдыня, который привлекает массу желающих получить недорогое медицинское образование. Раньше многие шведы изучали медицину в Польше, однако сейчас для учебы в этой стране все чаще требуется знание польского языка. К тому же польский диплом не дает возможности сразу, без дополнительной стажировки, начать работать медиком в Швеции. Дипломы университетов Латвии и Литвы такую возможность обеспечивают. На втором месте по популярности среди вузов — Литовский университет наук о здоровье в Каунасе, на третьем — Копенгагенская бизнес-школа.
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему шведские студенты не горят желанием учиться за рубежом. Доцент психологии Стокгольмского университета Лена Адамсон полагает, что докопаться до причин удастся, проведя более тщательный анализ различных групп студентов. Неготовность к путешествиям кажется ей парадоксом, ведь нынешнее молодое поколение глобализовано и открыто миру. Возможно, студенты не вполне уверены в своих языковых навыках и шведским вузам (или организациям, продвигающим международное образование) стоит предлагать им для начала отправиться в зарубежный университет, например на месяц, а не сразу на целый семестр. Кроме того, многие юноши и девушки состоят в отношениях и им бывает трудно решиться на долгую разлуку — такие пары можно было бы отправлять в совместные поездки.