К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проблемы школьного образования: мировой опыт и стратегии модернизации

Фото: rawpixel.com, Freepik
Фото: rawpixel.com, Freepik
Компания McKinsey проанализировала системы школьного образования разных стран и выяснила, почему многие из них сегодня неэффективны. По мнению экспертов, четкие цели реформ, сильные управленцы и постоянный мониторинг результатов помогут улучшить ситуацию с образованием в любой стране

В 2024 году международная консалтинговая компания McKinsey опубликовала отчет, в котором обобщила статистические данные об эффективности систем школьного образования в разных странах. Специалисты изучили мнения 400 экспертов и проанализировали 14 национальных моделей образования, чтобы выяснить, какие стратегии наиболее продуктивны.

Результаты анализа показали: учебные заведения большинства стран не могут подготовить школьников к жизни в современном высокотехнологичном мире. Хотя количество детей, которые посещают школу, постоянно растет, их академические достижения неутешительны: во многих странах до 70% учащихся к концу младших классов не умеют читать, а в некоторых африканских государствах этот показатель приближается к 90%. Специалисты McKinsey подсчитали, что старшеклассники из стран Черной Африки отстают в уровне знаний от сверстников из Европы, Северной Америки и Восточной Азии более чем на 10 лет.

Эксперты также отмечают, что после глобального финансового кризиса 2008 года качество образования во многих регионах так и не вернулось к прежнему уровню. Из 73 стран, по которым есть данные, лишь 23 смогли справиться с последствиями кризиса, 33 до сих пор не восстановились, а 17 продолжают переживать спад. Примечательно, что сильнее всего пострадали успешные образовательные системы, которые до кризиса стабильно развивались. Еще больше усугубила ситуацию пандемия COVID-19: по оценкам экспертов, из-за коронавирусных ограничений дети отстали от школьной программы в среднем на восемь месяцев.

Модернизация систем школьного образования

Причины неудач

Специалисты McKinsey призывают мировое сообщество модернизировать слабые образовательные системы и выделяют несколько факторов, которые обычно снижают эффективность подобных преобразований.

  • Власти не считают образование приоритетным направлением и недостаточно финансируют его. При этом цели реформ формулируются нечетко, плохо согласуются между собой, а результаты не поддаются измерению.
  • Образовательная стратегия зависит от политического курса, который меняется быстрее, чем реформы приносят результаты.
  • Администрации учебных заведений, учителя, ученики и родители противятся нововведениям, потому что реформы не учитывают их реальных потребностей.
  • Органы управления образованием уделяют слишком много внимания созданию общей концепции и формулировке целей вместо того, чтобы продумать четкую программу действий для их достижения.
  • На национальном, региональном и школьном уровнях недостаточно администраторов, которые регулярно следят за выполнением планов модернизации.
  • Руководители, которые определяют образовательную политику, не владеют информацией об актуальных проблемах в школах, поэтому не могут быстро принимать меры для их решения.
  • Образовательные ведомства не используют современные подходы к достижению целей и не внедряют механизмы гибкого реагирования на потребности учебных заведений.  

Факторы успеха

Эксперты уверены: несмотря на трудности, через которые проходят системы школьного образования по всему миру, повысить качество обучения можно в любой стране независимо от ее экономического положения и уровня развития. Специалисты предлагают перенять опыт проведения наиболее эффективных образовательных реформ и описывают несколько условий успешных преобразований.

  • Лучших результатов добиваются те, кто ставит несколько конкретных целей и формулирует понятные критерии их достижения. 
  • В эффективных образовательных системах всегда есть сильные лидеры, которые умеют договариваться с разными правящими партиями и продолжать реформы независимо от политической ситуации.
  • Модернизация проходит более успешно, если в ней заинтересованы все участники образовательного процесса, в том числе школьные администраторы, учителя, ученики и родители.
  • Прогрессивные системы образования определяют приоритетные направления реформ, продумывают пути достижения целей и стараются получить быстрые результаты, чтобы поддерживать интерес к изменениям.
  • Успех образовательных реформ зависит не только от хороших учителей, но и от опытных проект-менеджеров, которые управляют процессом на всех уровнях системы.
  • Качество обучения значительно повышается, когда управленческие решения основываются на результатах регулярных проверок знаний учащихся. Эффективные образовательные системы оперативно реагируют на любые изменения и при необходимости корректируют стратегию.
  • Лучшие образовательные системы не боятся инновационных решений, внимательно отслеживают их результаты и внедряют наиболее продуктивные технологии.

Эксперты McKinsey считают, что последовательные продуманные преобразования, которые учитывают потребности всех участников процесса, гарантируют успех любой образовательной системе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+