Анскулинг как формат домашнего обучения: развитие талантов или пренебрежение детьми?
Традиционное школьное образование подразумевает, что дети одного возраста одновременно посещают учебное заведение и пытаются синхронно приобрести определенные знания и навыки. У такой системы издавна находятся противники. Еще в середине XIX века политики некоторых стран заявляли, что государство должно позволять человеку выбирать альтернативные формы получения знаний. Одна из них, например, совместное обучение людей разного возраста. Подобная система функционировала в земских школах Российской империи, а сейчас действует в бедных регионах некоторых развивающихся стран.
В середине 1970-х годов американский педагог Джон Холт предложил концепцию «обучения без школы». Он утверждал, что дети способны научиться читать, писать и считать самостоятельно, без систематического руководства со стороны взрослых. Чуть позже профессор психологии Бостонского университета Питер Грей выступил за то, чтобы дети сами выбирали образовательные стратегии. Он заявил, что задача родителей — предлагать разнообразные стимулы в виде книг, фильмов, телепередач, игровой деятельности, чтобы дети могли решить, в какую сторону развиваться. Грей допустил, что при таком подходе ребенок может не научиться читать до подросткового возраста, но, когда придет время, он быстро догонит сверстников. Подобные педагогические подходы сегодня называют анскулингом, то есть свободным, или самостоятельным, обучением. Это один из вариантов домашнего обучения, который, однако, не подразумевает обязательного следования школьной программе.
В прошлом на домашнее обучение детей переводили в основном представители консервативных религиозных течений и правых политических партий, не доверяющие государственным и частным школам. В таком формате родителям было легче передавать потомкам семейные ценности и стандарты поведения. Однако в последние годы ситуация изменилась. Теперь от традиционного школьного образования чаще отказываются люди, придерживающиеся левых взглядов, либертарианцы, хиппи и другие сторонники максимальной личной свободы, в том числе противники вакцинации.
Идеи свободного обучения прижились во многих странах, включая Россию и США. В 11 американских штатах родители даже не обязаны сообщать школьной администрации о намерении обучать ребенка на дому и минимально взаимодействуют с образовательными учреждениями. Регулярная проверка знаний у детей, не посещающих школу, требуется только в штате Нью-Йорк. Такой подход дает родителям простор для методических экспериментов, однако мешает властям определять, как выстроен образовательный процесс в подобных семьях и каково их точное количество. По некоторым оценкам, в США более 3 млн человек на домашнем обучении, причем около 12% из них — дети сторонников анскулинга.
Бывшие анскулеры — взрослые, выросшие в условиях свободного выбора, — отмечают, что этот формат обучения сделал их более уверенными в себе, решительными, способными к саморефлексии и самоанализу, а также развил их природную любознательность и таланты. Певица Билли Айлиш и ее брат продюсер Финнеас О’Коннелл рассказывали, что учеба в свободном режиме помогла им многого добиться в жизни. Семикратная обладательница премии «Грэмми» Аланис Мориссетт выбрала анскулинг для воспитания своих детей. Еще один известный анскулер — 16-летний блюзовый музыкант Сойер Фредерикс — вошел в историю как самый молодой победитель американского шоу «Голос».
И все же у контролирующих органов есть веские причины для беспокойства. Если ребенок не ходит в школу, это не всегда означает, что он систематически занимается. Декларируемая свобода саморазвития нередко сводится к тому, что, пока взрослые работают, дети предоставлены сами себе. В таких ситуациях анскулинг превращается в простое пренебрежение родительскими обязанностями. Кроме того, у ребенка, не посещающего школу, может не быть друзей и значимых взрослых вне семьи. Он оказывается невидимым для общества: ему некому пожаловаться, его некому защитить.
Противники анскулинга собирают доказательства в поддержку своей точки зрения. По их данным, за последние годы в США зарегистрировано почти 500 случаев насилия над детьми, обучающимися дома, причем около 200 жертв погибло. Примерно половина всех детей, когда-либо подвергшихся жестокому обращению, также числились на домашнем обучении. Одно из предлагаемых решений — запретить тем, кто был когда-либо осужден за насилие или уличен в жестоком обращении, обучать своих детей вне школы. Критики анскулинга также выступают за регулярные проверки успеваемости и условий жизни детей, не посещающих школу.
«Анскулинг перекладывает ответственность за образование на ребенка, чьи психологические потребности совсем не такие, как у взрослого, — рассказывает человек, которому после 16 лет «свободного развития» пришлось 12 лет учиться на дополнительных курсах, чтобы восполнить пробелы в знаниях и получить степень бакалавра. — Ребенок остается недоучкой, так его легче контролировать: он не сможет высказаться или даже сообразить, что о нем не заботятся, над ним издеваются. Моя мать все время ездила по конференциям и рассказывала, какие у нее счастливые, гармонично развитые и умные дети. Забывала только упомянуть о вечных слезах, скандалах, наших попытках сбежать из дома или покончить с собой».