К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Родительская любовь отличается от других форм привязанности с точки зрения нейронауки

Фото: prostooleh, Freepik
Фото: prostooleh, Freepik
Финские и немецкие ученые выяснили, как разные виды любви стимулируют мозг. Оказалось, что эмоциональная привязанность к людям и животным задействует разные участки мозга, а родительская любовь имеет уникальный нейрофизиологический механизм

Группа ученых из финского университета Аалто совместно с немецким Юлихским исследовательским центром изучила, как разные виды любви влияют на активность мозга человека. В исследовании приняли участие 55 добровольцев в возрасте от 28 до 53 лет (29 женщин и 26 мужчин), которые имели как минимум одного ребенка и на момент эксперимента находились в романтических отношениях. Средний возраст испытуемых составил 40,3 года, у 27 из них имелись домашние животные.

Участникам исследования предлагали прослушать короткие рассказы о любви к детям, романтическим партнерам, друзьям, незнакомым людям, домашним животным и природе. В это время ученые с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии регистрировали изменения активности мозга испытуемых.

Результаты исследования показали, что активность нервных клеток в разных участках мозга меняется в зависимости от того, о каком виде привязанности идет речь. Так, тема любви к людям задействовала области височно-теменного узла и срединных структур мозга, отвечающие за социальное поведение, намного сильнее, чем истории о межвидовой (к домашним животным) и несоциальной (к природе) привязанности. Примечательно, что нейронная реакция на рассказы о любви к животным у владельцев собак и кошек была более схожа на с той, которую вызывали темы близких отношений между людьми. У испытуемых, не имеющих питомцев, ученые обнаружили усиление активности зрительных областей и парагиппокампальной извилины — региона серого вещества, окружающего гиппокамп и избирательно реагирующего на изображения различных мест, пригодных для проживания. Эти же зоны были активны и при прослушивании рассказов о природе у всех участников эксперимента.

Отношения, предполагающие более тесные межличностные связи, коррелировали с более широкой активацией системы вознаграждения мозга, нижней и верхней лобных извилин, чем любовь к незнакомцам, животным и природе. Это наблюдение, по мнению исследователей, объясняет, почему люди могут быть любящими партнерами и родителями и при этом равнодушными по отношению к незнакомцам, хотя основные мозговые процессы аналогичны при всех типах межличностных отношений.

Необычную картину на фМРТ нейробиологи наблюдали, когда испытуемые думали о собственных детях. Родительская любовь не только вызывала самое сильное возбуждение нейронов по сравнению с другими формами привязанности, но и задействовала больше участков мозга. В этот процесс оказались вовлечены и структуры так называемого социального мозга, и подкорковые образования, в том числе полосатое тело, которое обычно неактивно при других формах привязанности к людям. Это, по мнению исследователей, отличает родительскую любовь от других типов эмоциональной привязанности и говорит о ее уникальности с точки зрения нейрофизиологических механизмов.

Специалисты предполагают, что чувство любви развивается на основе фундаментальных нейробиологических факторов под воздействием культурной среды. Они также надеются, что понимание принципов формирования эмоционального отношения к близким позволит разработать более эффективные методы лечения расстройств привязанности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+