Родительская любовь отличается от других форм привязанности с точки зрения нейронауки
Группа ученых из финского университета Аалто совместно с немецким Юлихским исследовательским центром изучила, как разные виды любви влияют на активность мозга человека. В исследовании приняли участие 55 добровольцев в возрасте от 28 до 53 лет (29 женщин и 26 мужчин), которые имели как минимум одного ребенка и на момент эксперимента находились в романтических отношениях. Средний возраст испытуемых составил 40,3 года, у 27 из них имелись домашние животные.
Участникам исследования предлагали прослушать короткие рассказы о любви к детям, романтическим партнерам, друзьям, незнакомым людям, домашним животным и природе. В это время ученые с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии регистрировали изменения активности мозга испытуемых.
Результаты исследования показали, что активность нервных клеток в разных участках мозга меняется в зависимости от того, о каком виде привязанности идет речь. Так, тема любви к людям задействовала области височно-теменного узла и срединных структур мозга, отвечающие за социальное поведение, намного сильнее, чем истории о межвидовой (к домашним животным) и несоциальной (к природе) привязанности. Примечательно, что нейронная реакция на рассказы о любви к животным у владельцев собак и кошек была более схожа на с той, которую вызывали темы близких отношений между людьми. У испытуемых, не имеющих питомцев, ученые обнаружили усиление активности зрительных областей и парагиппокампальной извилины — региона серого вещества, окружающего гиппокамп и избирательно реагирующего на изображения различных мест, пригодных для проживания. Эти же зоны были активны и при прослушивании рассказов о природе у всех участников эксперимента.
Отношения, предполагающие более тесные межличностные связи, коррелировали с более широкой активацией системы вознаграждения мозга, нижней и верхней лобных извилин, чем любовь к незнакомцам, животным и природе. Это наблюдение, по мнению исследователей, объясняет, почему люди могут быть любящими партнерами и родителями и при этом равнодушными по отношению к незнакомцам, хотя основные мозговые процессы аналогичны при всех типах межличностных отношений.
Необычную картину на фМРТ нейробиологи наблюдали, когда испытуемые думали о собственных детях. Родительская любовь не только вызывала самое сильное возбуждение нейронов по сравнению с другими формами привязанности, но и задействовала больше участков мозга. В этот процесс оказались вовлечены и структуры так называемого социального мозга, и подкорковые образования, в том числе полосатое тело, которое обычно неактивно при других формах привязанности к людям. Это, по мнению исследователей, отличает родительскую любовь от других типов эмоциональной привязанности и говорит о ее уникальности с точки зрения нейрофизиологических механизмов.
Специалисты предполагают, что чувство любви развивается на основе фундаментальных нейробиологических факторов под воздействием культурной среды. Они также надеются, что понимание принципов формирования эмоционального отношения к близким позволит разработать более эффективные методы лечения расстройств привязанности.