Минпросвещения исключает из поурочных планов буллинг, гендеры и толерантность
Министерство просвещения подготовило проект изменений в некоторые приказы, касающиеся программ начального, общего и среднего образования, — он опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов 18 сентября 2024 года. В поурочных планах, кодификаторах ГИА, перечнях требований к результатам освоения дисциплин меняется ряд формулировок.
В качестве альтернативы слову «буллинг» предлагаются «психологическое насилие», «систематическое унижение чести и достоинства», «издевательства», «преследование» и др. При этом для слова «кибербуллинг» замены не дается.
«Домашнее насилие» рекомендуется заменить на «психологическое насилие, систематическое унижение чести и достоинства, издевательства, преследование». «Гендерные особенности» в большинстве случаев превращаются в «пол» или исключаются вовсе. В частности, в пунктах учебных планов, где говорится о доступности тех или иных модулей «в зависимости от гендерных особенностей», теперь будет сказано «в зависимости от пола».
Толерантность в разных контекстах замещается «взаимоуважением», «уважительным отношением» или даже «дружбой между народами». Между тем слово «толерантность» нельзя назвать неологизмом — определяемое как «всетерпимость», оно встречается в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» 1890—1907 годов.
В соответствии с пояснительной запиской, цель таких изменений — ввести в программу вместо некоторых терминов «более понятные, нейтральные и доступные для понимания обучающимися формулировки».
Кроме того, из учебной программы по физкультуре предлагается исключить упоминания о международных и европейских спортивных организациях и состязаниях, тренерах и спортсменах, а также модули «Гольф» и «Чир-спорт». В записке говорится, что эти виды спорта, практикуемые для физического воспитания школьников за рубежом, «не соответствуют отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам».
Интересно, что модуль, посвященный гольфу, появился в учебных планах в качестве вариативного только в этом году. В приказе Минпросвещения, закреплявшем присутствие в школьной программе этого вида спорта, говорилось, что гольф «очень полезен для обучающихся с точки зрения социального и интеллектуального развития, потому что вырабатывает такие качества, как стратегическое мышление, целеустремленность и упорство», формирует у учащихся чувство патриотизма, честность, дисциплинированность, самообладание и коллективизм.