К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игры, искусственный интеллект, мемы и персонализация: как обучать поколение альфа

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Современные дети обладают высокой цифровой грамотностью, но при этом рассеянны и эмоциональны. Рассказываем, какие инструменты помогут подстроить образовательный процесс под эти и другие особенности поколения альфа.

К поколению альфа принадлежат дети, родившиеся с начала 2010-х до середины 2020-х годов. Термин придумал австралийский демограф и социолог Марк Маккриндл. Ранее для обозначения поколений использовались латинские буквы, последняя из которых досталась зумерам — людям 1997–2010 года рождения.

Ученый не случайно выбрал начальную букву другого — греческого — алфавита в качестве символа самого молодого поколения. Оно отличается от зумеров тем, что все его представители родились уже в XXI веке. Альфа к тому же первое поколение, жизнь которого с раннего детства неразрывно связана с цифровой средой. По данным исследовательской компании McCrindle, дети 8–12 лет ежедневно проводят в среднем 4 часа 44 минуты в гаджетах. Это накладывает отпечаток на все сферы их жизни, в том числе связанные с образованием.

По прогнозам, новое поколение станет самым многочисленным в истории: к 2025 году в мире будет около 2 млрд его представителей. Рассказываем об особенностях поколения альфа и о том, как обучать их наиболее эффективно.

Отличительные черты поколения альфа 

Самые взрослые «альфы» сейчас учатся в 8–9-х классах. Многим из них пришлось длительное время находиться дома во время пандемии COVID-19 и учиться дистанционно. Некоторые исследователи считают, что вынужденная изоляция укрепила связь детей с родителями-миллениалами, поэтому часто представители молодого поколения, несмотря на юный возраст, пользуются в семье авторитетом и могут влиять на принятие решений.

Из-за того, что смартфоны и планшеты доступны «альфам» с раннего возраста, современные дети обладают высокой цифровой грамотностью и легко осваивают новые образовательные технологии. Однако в доступе к гаджетам есть и минусы: риск развития интернет-зависимости у нового поколения гораздо выше, чем у предыдущих, а концентрация внимания, напротив, снижена.

Согласно исследованию, проведенному интерактивным агентством Razorfish, 75% детей в возрасте 8–10 лет уже задумываются о своем психическом здоровье, примерно столько же (74%) понимают, что нужно чаще отдыхать от интернета и общаться офлайн. Многие представители поколения альфа склонны к повышенной тревожности и депрессии, что отчасти связано с последствиями пандемии, поэтому им необходима особая помощь для преодоления психологических проблем. Нынешние школьники ценят конструктивную обратную связь и помощь при возникновении трудностей во время обучения. Им полезно иметь доступ к психологам и консультантам или онлайн-приложениям, которые помогают справляться с эмоциональными проблемами.

Преподавателям стоит активно налаживать диалог с учениками, поощрять их делиться чувствами и переживаниями, работать над созданием доверительных отношений, чтобы дети ощущали себя в безопасности. Важно включать в учебную программу занятия по управлению эмоциями и медитативные практики. Это помогает школьникам лучше понимать свои потребности и улучшать концентрацию внимания.

По данным национальной организации Boys & Girls Clubs of America, которая организует для молодежи добровольные внешкольные обучающие программы, около 70% подростков постоянно беспокоятся, что в их жизни что-то идет не так. При этом 47% признаются, что оставляют попытки разобраться и найти решение проблемы, если сразу не видят, в чем ее причина. Эти данные также говорят о том, что «альфам» необходима постоянная эмоциональная поддержка.

Исследования показывают, что представители поколения альфа ценят возможность оставаться собой в любой обстановке: они отличаются внутренней свободой, сопротивляются давлению со стороны и стремятся открыто говорить о своих потребностях.

Современные дети растут в эпоху культурного и этнического разнообразия, поэтому они более толерантны и эмпатичны в отношениях с другими людьми. Согласно исследованию британской компании GWI, на первом месте в списке приоритетов у представителей поколения альфа — помощь людям и одинаковое отношение ко всем окружающим. Более 30% представителей поколения хотят изменить мир к лучшему, помогать планете и людям.

Эффективное обучение поколения альфа

По данным компании McCrindle, новое поколение может стать более образованным, чем зумеры: ожидается, что 90% его представителей окончат среднюю школу и большинство продолжит получать образование. Одна из причин — доступность онлайн-обучения и цифровых технологий. Как следует из отчета компании Qustodio, разрабатывающей приложения родительского контроля, сейчас 44% учащихся могут заниматься на школьных устройствах, еще 28% приносят на уроки собственные гаджеты. «Альфы» привыкли быстро усваивать визуальный и динамический контент с помощью игр, различных платформ и сервисов. Остановимся подробнее на наиболее востребованных инструментах, которые можно использовать в процессе обучения.

Геймификация может значительно повысить мотивацию и интерес к учебе у поколения альфа. По результатам опроса онлайн-школы «Умскул», проведенного среди 1060 школьников, более 70% детей играют в игры на компьютере и различных устройствах часто или каждый день. Более 48% детей отметили, что геймификация имеет большое значение для их образования и делает учебу интереснее. Из наиболее любимых форматов обучения школьники выделили игры и интерактивные задания (55%), видеоуроки (81%) и вебинары (75%). По данным другого исследования «Умскул», охватившего 492 респондентов школьного возраста и направленного на более детальное изучение геймификации образовательного процесса, почти 88% детей хотели бы видеть в обучении элементы игр, особенно приключенческих (60%), стратегических (56%) и интеллектуальных (54%).

Существуют видеоигры, написанные в образовательных целях. Один из примеров — Minecraft: Education Edition — специальная версия популярной игры, использующая виртуальный мир для интерактивных занятий по разным дисциплинам: от математики и истории до программирования и иностранных языков.

Желание школьников видеть игровые элементы в обучении

Для поколения альфа важен не только игровой формат, но и система достижений/вознаграждений: баллы, отличительные знаки, статусы, виртуальные подарки за выполнение заданий, рейтинги и т. д. В топе у школьников, согласно опросам, ежедневные награды за вход на платформу (они нравятся 53% опрошенных), «колесо фортуны» (39%) и бонусы за достижения (35%).

К способам геймификации образования можно отнести и использование интерактивных опросов, тестов и викторин — для их генерации существуют специальные приложения и сервисы, например Kahoot! и Quizizz.

Мемы. Внимание современных детей рассеянно, поэтому длинным текстам они предпочитают инфографику и короткие видеоролики. Мощным инструментом, позволяющим в максимально сжатой форме донести информацию до представителей поколения альфа, стали мемы — согласно опросам, наиболее популярный у подростков интернет-контент.

Для чего подростки 12–15 лет заходят в социальные сети

Представляющие собой неотъемлемую часть современной цифровой культуры и повседневного общения, мемы добавляют привлекательности обучающим материалам, позволяют объяснить сложные темы простым и понятным языком, разряжают обстановку на уроках, способствуют укреплению эмоциональной связи учителя с учениками. Согласно исследованию «Умскул», 79% школьников считают, что мемы помогают лучше запоминать информацию и делают обучение интересней.

Использовать мемы можно разными способами: интегрировать в презентации и конспекты, включать в посты на страницах в соцсетях, где учитель публикует материалы для учащихся, предлагать детям творческие задания — создать мем на тему изученного материала и т. д. Такой прием не только помогает учащимся лучше усваивать материал, но и способствует развитию креативности.

Искусственный интеллект. Представители поколения альфа активно эксплуатируют ИИ-сервисы. Более 70% школьников считают полезными образовательные приложения, в которые интегрированы нейросети. Уже сейчас искусственный интеллект предлагает множество способов повысить эффективность обучения: виртуальные ассистенты помогают запоминать иноязычные слова и вести диалог по заданной теме, подбирать материалы и готовить иллюстрации для рефератов и школьных проектов, подсказывают альтернативные алгоритмы решения задач и многое другое. Чат-боты на основе ИИ могут предоставлять ученикам мгновенные ответы на вопросы и консультировать при выполнении домашних заданий. Дальнейшее развитие ИИ, очевидно, откроет новые возможности для педагогов и их подопечных.

Платформы и персонализированное обучение. Поскольку представители поколения альфа стремятся к внутренней свободе и при этом склонны сопротивляться внешнему давлению, для них, как ни для кого другого, актуален адаптивный подход к обучению. Под ним, в частности, подразумевается построение индивидуальных образовательных траекторий, возможность выбирать удобный формат обучения и др. Согласно опросу американской образовательной ассоциации Educause, 74% учителей отмечают, что персонифицированное обучение улучшает успеваемость учеников, 68% уверены, что оно повышает мотивацию к учебе. Персонализация позволяет детям изучать материал в оптимальной форме и комфортном темпе, а педагогам — учитывать достижения и личные предпочтения, сильные и слабые стороны каждого ребенка. Индивидуальный подход к образовательному процессу реализован во многих обучающих приложениях, самый очевидный пример — Duolingo.

***

Поколение альфа формирует собственную систему требований к обучению, которые существенно отличаются от традиционных. Современные дети растут в мире интернета и гаджетов, они технологически подкованы с ранних лет. В будущем им предстоит использовать цифровые навыки для решения глобальных проблем человечества и трансформации многих сфер деятельности: от науки до искусства.

Методы обучения поколения альфа должны учитывать стремление его представителей к свободе и сохранению индивидуальности. Преподавателям необходимо искать новые подходы к ученикам и интегрировать в образовательный процесс высокие технологии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+