Самой распространенной психологической проблемой студенты назвали общую тревожность
В Московском городском педагогическом университете провели социологическое исследование, чтобы выяснить, в какой психологической помощи нуждаются студенты и готовы ли они ее принять. Опрос охватил 654 учащихся разных ступеней высшего образования: от бакалавриата до аспирантуры.
Общую тревожность, согласно полученным результатам, отметили 46% респондентов, 32% сообщили о трудностях с самопониманием. По 27% опрошенных испытывают беспокойство при проверке знаний и страдают от аффективных расстройств — резких перепадов настроения.
О потребности в психологической поддержке — в целом, без конкретизации — заявили 28% участников исследования, 25% сообщили, что остро нуждаются в помощи профессионала. Самой уязвимой категорией респондентов, по словам исследователей, являются первокурсники. Студенты первого года обучения испытывают сильные эмоциональные нагрузки, связанные с необходимостью адаптироваться к новым условиям жизни и решать непривычные для себя задачи. Кроме того, они подвергаются влиянию факторов стресса, общих для всех учащихся.
Самый распространенный запрос к психологам у студентов — преодоление тревожности. На втором месте — желание научиться понимать себя. Также учащимся нужны специалисты, способные оказать поддержку в период высоких эмоциональных и академических нагрузок. Помощь в интеграции в коллектив и налаживании межличностного общения, согласно результатам исследования, большинству (71%) опрошенных не требуется — с этим студенты справляются самостоятельно.
Авторы исследования считают, что система поддержки студентов в вузе необходима, однако она не должна ограничиваться организацией психологических консультаций. Участники опроса отмечали, что на их эмоциональное состояние влияют, к примеру, такие факторы, как наличие пространств для свободного времяпрепровождения в университете. Кроме того, важно грамотно организовать информирование учащихся о видах психологической поддержки, оказываемой в вузе, и способах ее получить.