К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

До встречи в космосе: VR-приложения для изучения иностранного языка

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Обзор VR-приложений, которые позволяют погрузиться в разнообразные коммуникативные ситуации и улучшить навыки владения иностранным языком.

Быстро выучить иностранный язык — мечта многих. Достичь ее, однако, нереально: чтобы свободно говорить, грамотно читать и писать на новом языке, требуются время и усердие. В битве за эти навыки все средства хороши: мобильные приложения, подкасты, настольные игры, учебники, сборники упражнений и в идеале погружение в языковую среду. Последнее, к сожалению, доступно далеко не всем. Но отчаиваться не стоит. Чтобы стать участником максимально приближенной к реальности коммуникативной ситуации, можно использовать программы виртуальной реальности.

Согласно теории воплощенного познания, описанной в работах нейробиологов Франсиско Варелы, Эвана Томпсона и профессора лингвистики Джорджа Лакоффа, любой когнитивный процесс, включая изучение языка, обусловлен в том числе сенсорными и моторными активностями, то есть физическими действиями. VR-технологии дают возможность эти действия совершать, не выходя за границы — ни страны, ни собственного комфорта. Виртуальная реальность оказывается безопасной средой между учебным классом и осязаемым внешним миром, к языковому взаимодействию с которым ученики, владеющие иностранным языком на начальном или среднем уровне, чаще всего не готовы.

Однако как нет подходящего всем метода изучения иностранного языка, так и нет идеального VR-приложения. Каждое из них лишь помогает осваивать какую-либо тему или навык. Поэтому владельцам шлемов или тем, кто задумался об их покупке, стоит изучить разные программы и выбрать для себя наиболее подходящие.

Все приложения виртуальной реальности делятся на две большие группы: специализированное программное обеспечение и виртуальные платформы. Рассмотрим их отдельно.

Специализированное программное обеспечение

С помощью этой группы приложений можно овладеть определенными навыками, то есть изучить новые слова, грамматику или натренировать устную речь. В приложениях четко описываются цели обучения, предлагается набор упражнений и тестов.

Специализированное ПО можно, в свою очередь, разделить на две категории: самостоятельные приложения и приложения как часть образовательных программ. Различие в том, что первый тип можно скачать самостоятельно и обучаться играя, а со вторым так поступить не получится: прежде чем надеть шлем, приступить к тренировке навыков и выполнению упражнений в VR-среде, придется прочитать и выучить правила.

Самостоятельные приложения. Приложения из первой категории — скачал и играешь — появляются на рынке и уходят с него порой быстро и неожиданно. Из старичков-долгожителей можно отметить Mondly VR, первая версия которого появилась еще в 2014 году. С его помощью пользователь может погрузиться в несколько коммуникативных ситуаций (общественный транспорт, ресторан, магазин и т. д.) и вести диалог с использованием предложенных фраз. Cоздатели Mondly постоянно совершенствуют графику, педагогическую и техническую составляющие приложения. Программу можно скачать на основных VR-маркетплейсах. Ее стоимость составляет примерно $10, но может варьироваться в зависимости от количества выбранных языков.

Из приложений, которые появились позже — в 2020-м и 2021 году, можно выделить NounTown и Language Lab. Они хороши тем, что подходят для учеников разных возрастов (минимальный возраст нужно смотреть в рекомендациях производителей шлемов). С помощью этих программ учащиеся перемещаются в виртуальную комнату и выполняют простейшие задания, попутно изучая слова на выбранном языке. Минус в том, что эти приложения могут быстро надоесть, поскольку алгоритм действий несколько однообразен. Обе программы можно скачать на сайте онлайн-сервиса Steam. За полный доступ к NounTown нужно заплатить около $20, а Language Lab скачивается бесплатно.

Приложения как часть образовательных программ. Приложения из этой категории могут содержать готовые планы уроков и комплексы тренировочных заданий. Чтобы пользоваться программами, потребуется помощь педагогов. Поэтому не стоит думать, что, купив доступ к такому приложению, можно занять ребенка самостоятельной учебой. VR-клубы и другие игровые пространства, которые хотят дополнить развлекательный контент образовательным, также должны понимать, что многие образовательные виртуальные среды предполагают работу с учителем или помощником.

Одна из программ, которая помогает отработать языковые навыки, — тренажер для изучения английского языка VARVARA, предлагающий набор заданий-квестов. Известно, что языковую практику в группах больше десяти человек организовать довольно сложно. Не все любят задания в стиле: «Вася, представь себе, что ты официант, а ты, Маша, закажи у него гамбургер!» Куда увлекательнее погрузиться в другую реальность и действительно заказать гамбургер, пусть в виртуальном, но так похожем на настоящее кафе. Несомненные преимущества приложения — автоматизация и геймификация учебного процесса. Лицензия на год стоит 57 500 рублей. Она дает доступ к десяткам коммуникативных сценариев, а также к технической поддержке.

Приложение ClassVR — более простая программа, которая может применяться как интерактивное дополнение к учебникам, однако не дает возможностей разговорной практики. Минус в том, что учителю придется прилагать значительные усилия, чтобы адаптировать готовые планы уроков, входящие в набор, к существующей школьной программе. Комплект гарнитур (небольших шлемов) в специальном портативном ящике и доступ к учебным материалам обойдется от $4000 и больше в зависимости от количества шлемов (4, 8 или 30 штук), а также страны поставки. Стоимость годовой подписки — примерно $520.

Еще один пример из этой категории — образовательная программа для взрослой аудитории Virtual Speech, которая появилась в 2016 году и за последние годы заметно усовершенствовалась: добавились сценарии, улучшилась интерактивность и обратная связь, а кроме того, разработчики заявили об интеграции с ChatGPT. В частности, курс English for Business включает в себя онлайн-занятия с видеолекциями, заданиями и статьями для чтения, а также практическую часть: полученные знания предлагается применить в виртуальной реальности. Стандартная подписка на трехмесячный курс стоит $400.

Виртуальные платформы 

Вторая большая группа приложений представляет собой разнообразные среды, которые могут быть использованы в том числе для изучения языка, причем в самых разных форматах. Например, на образовательной платформе EngageVR можно проводить лекции, семинары, мастер-классы и другие мероприятия. А такие платформы, как VRChat, Horizon Worlds, Spatial, Rec Room, vTime (а до марта 2023 года еще и Altspace), можно отнести к категории социальной VR. Это виртуальные пространства, в которых люди посещают выставки, концерты, занимаются йогой, общаются друг с другом и могут использовать любую возможность, чтобы практиковать изучаемый язык. Например, в vTime можно как встречаться с друзьями, так и знакомиться с новыми людьми. Эта платформа делает упор не на активные развлечения, а на неспешные беседы небольшого числа участников в интересных или живописных виртуальных локациях: у костра, в переговорной в небоскребе и даже в открытом космосе.

Несмотря на неограниченные возможности для языковой практики, взаимодействия в виртуальном мире лишены педагогического компонента: никто не будет исправлять ошибки говорящих. Исключение — платформа Immerse, на которой занятия проходят с преподавателем. Ученик присоединяется к группе обучающихся в одной из четырех интерактивных локаций — дома, в аэропорту, кабинете доктора или ресторане. Взаимодействие с другими учениками как во время урока, так и за его пределами (в общем чате, во время встреч в VR-пространстве) позиционируется как важнейшее преимущество приложения.

Некоторые преподаватели языков используют виртуальные социальные пространства для проведения разговорных клубов. Такой формат занятий подходит интровертам: учащиеся могут чувствовать себя спокойнее и безопаснее, скрываясь за аватаром.

Несмотря на массу плюсов, социальные приложения несут в себе риски. Среди наиболее очевидных: слабая защита персональных данных и анонимность участников, которая открывает возможности для безнаказанного буллинга и харассмента. Если взрослые осознают это и могут обезопасить себя, то несовершеннолетним ученикам рекомендуется выходить в виртуальную реальность под присмотром родителей или вовсе воздержаться от таких способов языковой практики.

***

В виртуальной реальности немало продуктов для разных пользователей и целей обучения. Однако это разнообразие не должно порождать мифы о VR. Например, о том, что погружение в виртуальную среду даст ключ к быстрому и легкому освоению языка. Нет, на данном этапе своего развития VR-технологии — всего лишь инструмент в руках ученика или учителя. Или о том, что в недалеком будущем дети будут учиться в виртуальных школах, а учителя потеряют работу. Исследования уже сейчас показывают, что избыток технологий может тормозить процесс научения, и современные передовые школы отказываются от их повсеместного использования. Наконец, тот самый «вау-эффект», о котором много говорили на заре виртуальной реальности и который породил массу исследований о повышении мотивации учеников, уходит в прошлое. Редкого школьника в наши дни удивишь шлемом. А вот талантливый учитель, который может привить любовь к предмету, — истинная находка и огромная ценность в системе образования. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+