Физик получила докторскую степень через 75 лет после прорывного открытия

Фото: Freepik
Розмари Хемпсон Браун открыла новую частицу в 1948 году, когда работала над докторской диссертацией. Защититься британке так и не удалось: она отказалась от научной карьеры ради замужества и рождения детей. В июле 2024 года 98-летняя женщина наконец получила степень доктора наук.

Британка Розмари Хемпсон Браун родилась в 1926 году. Ее школьные годы были омрачены лишениями Второй мировой войны, но это не помешало девушке, увлеченной математикой и физикой, хотя и с трудом писавшей сочинения, поступить в Бристольский университет. В 21 год она получила диплом с отличием первого класса, став одной из первых выпускниц вуза с дипломом подобного уровня.

Сразу после этого Розмари пригласил в аспирантуру известный ученый Сесил Фрэнк Пауэлл, изучавший элементарные частицы. К тому времени его команде уже удалось обнаружить пи-мезон (пион) — первый образец ранее неизвестного класса субатомных частиц. Среди других аспирантов Сесила был Питер Фаулер — сын известного британского математика и внук самого Эрнеста Резерфорда, отца ядерной физики. В 1948 году, проводя совместно с Питером эксперименты, Розмари обнаружила признаки существования другой частицы из группы мезонов, позже получившей название «каон». Исследователи опубликовали полученные выводы в журнале Nature и других научных изданиях. Наблюдения Браун дали мощный толчок развитию теории элементарных частиц, в частности позволили предсказать существование бозона Хиггса.

Докторская диссертация Розмари Браун могла бы положить начало большой научной карьере, но в 1949 году девушка вышла замуж за Питера Фаулера и посвятила себя семье. Розмари Фаулер продолжала ассистировать мужу, но сама так и не защитила диссертацию. Научный руководитель Розмари Сесил Пауэлл получил в 1950 году Нобелевскую премию за открытие мезонов. Питер Фаулер продолжил свои научные изыскания: стал одним из первых, кто дал правильное объяснение феномену полярного сияния, предложил использовать пи-мезоны в лечении онкологии, исследовал радиационные последствия чернобыльской аварии 1986 года. В 1974 году он был награжден медалью Хьюза за выдающийся вклад в физику космических лучей и элементарных частиц.

Розмари Фаулер в 2024 году исполнилось 98 лет. Вот уже 75 лет ее научные достижения вдохновляют женщин-физиков всего мира. В июле этого года Бристольский университет, где Розмари училась, работала и совершила революционное открытие, присвоил ей почетную докторскую степень. Канцлер университета, нобелевский лауреат в области медицины и физиологии Пол Нерс приехал в Кембридж, где сейчас проживает Розмари, чтобы лично поблагодарить ее за строгий научный подход и пытливость, открывшую человечеству новые горизонты в понимании устройства Вселенной. «Это большая честь для меня, — сказала первооткрывательница, комментируя получение звания, — ведь с тех пор я ничего выдающегося не сделала».

Решение посвятить себя семье Розмари называет прагматичным. После войны и вплоть до 1954 года в Великобритании продукты и другие товары первой необходимости можно было получить только по карточкам. Женщине приходилось думать о том, как прокормить и воспитать трех дочерей в таких тяжелых условиях, а о научной работе пришлось забыть. Дети Розмари и Питера получили образование в области естественных наук. Мэри Фаулер, старшая из дочерей, сделала карьеру в геофизике и несколько лет возглавляла Колледж Дарвина в Кембридже. Мэри тоже создала семью с коллегой, геологом-климатологом Юэном Нисбетом, и, к счастью, ей не пришлось для этого уходить из науки. Одна из внучек Розмари, Эллен Нисбет стала профессором микробиологии, продолжив эту удивительную династию ученых, уходящую корнями в XIX век.

Дети, внуки и правнуки Розмари присутствовали на церемонии награждения. Мэри Фаулер рассказала собравшимся о значении открытия своей матери и добавила: «Я с самого детства мечтала заниматься физикой: она казалась такой увлекательной! Когда оба родителя — физики, исследования горячо обсуждаются даже за обедом».