Компании стали чаще оценивать эффективность корпоративного обучения
Сообщество Digital Learning и образовательный холдинг Ultimate Education провели исследование, чтобы узнать, каких стратегий придерживаются компании, проводя корпоративное обучение. Специалисты опросили примерно 100 организаций, среди которых 60% — крупные (со штатом более 250 сотрудников), 18,2% — средние (от 100 до 250 сотрудников), 16,4% — малые (от 15 до 100 сотрудников) и 5,4% — микропредприятия (до 15 сотрудников). Участники опроса представляли 30 сфер бизнеса: финансы, строительство, тяжелое машиностроение, нефть и газ, логистику, медиа и т. д.
Вначале исследователи выяснили, как компании принимают решения о необходимости провести обучение персонала. Чуть больше половины респондентов (51%) заявили, что программы подбираются под определенные бизнес-цели, а 47% признались, что конкретных ожиданий от профессиональных курсов у них нет: они действуют по просьбе сотрудников или чьему-либо совету.
При выборе образовательных курсов 60% организаций ориентируются в первую очередь на цену и соответствие сформулированным запросам, а не на показатели эффективности, такие как потребительская лояльность, вовлеченность и т. д. Из всех опрошенных лишь 29% интересуются этими метриками и сравнивают предложения разных поставщиков. На рекомендации коллег полагаются 7% представителей бизнеса. Остальные 2% не смогли ответить на поставленный вопрос.
Продолжительность программы учитывают 55% компаний, но жертвовать качеством ради скорости обучения они не готовы. 33% вовсе не обращают внимания на сроки: их интересует только влияние курсов на бизнес-показатели. Остальные согласны закрыть глаза на качество, чтобы ускорить процесс учебы.
В 2024 году российские организации стали измерять отдачу от корпоративного обучения на 41% чаще, чем в 2022 году. Наиболее популярные критерии: удовлетворенность сотрудников (66%), качественная трансформация продукции или оказываемых услуг (47%), динамика прибыли, изменение рыночной стоимости продукта и его конкурентоспособности (44%), снижение затрат (30%). Реже всего организации учитывают изменение объемов (29%) и сроков (24%) производства.
Интересно, что отдачу от курсов, прохождение которых должно сказаться на выручке или прибыли, бизнес анализирует все еще довольно редко: лишь 20% респондентов замеряют рентабельность инвестиций в подобные обучающие программы.
Умения, приобретенные сотрудниками в процессе обучения, оценивают чуть меньше половины опрошенных компаний (45,5%). Организации изучают, насколько хорошо закрепились новые навыки, применяются ли они в работе и влияют ли на производительность труда. Для сбора информации используют опросники, тестирование, интервью с сотрудниками и руководителями, измеряют уровень клиентской удовлетворенности, проводят аудит телефонных переговоров и т. д. Остальные 54,5% компаний подобных измерений не проводят.
В ходе исследования специалисты также интересовались, на каких условиях бизнес проводит индивидуальное обучение персонала. Выяснилось, что в большинстве случаев (53%) сотрудники не платят за прохождение курсов, в 27% случаев оплачивают обучение по программам MBA, если увольняются в течение трех лет после окончания учебы, а в 20% — компенсируют работодателю стоимость любых пройденных курсов при увольнении в течение тех же трех лет.
Решение о групповом обучении сотрудники зачастую принимают несамостоятельно: 38% компаний ставят работников перед фактом, 30% — советуются с ними, но направления обучения определяют сами и лишь 27% во всем учитывают пожелания будущих учащихся. Научный руководитель направления «Коучинг» в онлайн-школе «Психодемия» Ольга Сахарова отмечает, что сложившаяся ситуация не способствует усвоению и дальнейшему применению знаний: «Если идея корпоративного обучения не была «продана» сотрудникам и согласована с ними… это вызывает сразу несколько отрицательных эффектов: сопротивление на старте обучения… размытый фокус внимания на самом обучении и отсутствие плана действий, согласующегося с целями компании, после него».