Ученые призывают разумно использовать мобильные телефоны в школе
Серьезные дискуссии о полном запрете мобильных телефонов в школах ведутся по всему миру. В некоторых странах уже действуют ограничения на использование гаджетов в начальных классах. Ученикам младших школ Франции и Нидерландов, например, не разрешено брать в руки цифровые устройства, подключенные к интернету, не только на уроках, но и на переменах. В скором времени эту практику внедрят и в начальных школах Великобритании и Новой Зеландии. Вместе с тем во многих странах смартфоны уже стали неотъемлемой частью учебного процесса в средних и старших классах.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела исследование среди учеников среднего и старшего звена в школах Франции, чтобы выяснить, при каких условиях мобильные телефоны могут быть полезны в обучении и есть ли необходимость полностью запрещать их в школах.
Авторы исследования пришли к выводу, что целенаправленное использование смартфонов в учебном процессе повышает успеваемость. Ученые заметили: школьники, которые учились от одного до пяти часов в день с применением смартфонов, действительно достигли в учебе лучших результатов по сравнению с теми, кто мобильными телефонами не пользовался.
В то же время цифровые устройства отвлекают школьников от занятий. Согласно результатам опроса, около 65% учащихся испытывают трудности с концентрацией внимания на уроке из-за телефонов. Примерно 59% опрошенных отметили, что смартфоны одноклассников также мешают им сосредоточиться. Эти цифры подтверждаются объективной оценкой успеваемости, проведенной в ходе решения математических тестов. Результаты учеников, которые не отвлекались на смартфоны при подготовке к испытанию, оказались значительно выше. При этом пробелы в знаниях были особенно выражены у детей, которые во время занятий пользовались гаджетом в личных целях более часа в день.
С другой стороны, на успешность выполнения контрольных тестов влияет и сам факт наличия под рукой мобильного телефона, даже если он не применяется для решения задач. 43% французских школьников показывают более низкие результаты тестирования, если при них нет смартфона. Кроме этого, они испытывают беспокойство, хуже контролируют эмоции и больше подвержены стрессу.
Эксперты ОЭСР также установили, что введение полного запрета гаджетов в школе повышает общее количество часов, которое дети и подростки проводят перед экранами устройств после занятий. Учащиеся, которым не разрешено пользоваться телефонами в учебном заведении, с большей вероятностью будут проводить с ними время ночью.
Решением проблемы может стать целенаправленное контролируемое применение цифровых устройств в качестве средства обучения. Существенно снизить их негативное влияние можно, обязав школьников отключать звуковые уведомления во время уроков, — заключают ученые.