Агентство RUR выпустило новый рейтинг лучших вузов мира
Верхние строки рейтинга заняли Гарвардский и Стэнфордский университеты (1-е и 2-е места соответственно) и Калифорнийский технологический институт (3-е место). На 4-й строчке оказался Пекинский университет — ранее ни один китайский вуз не попадал в топ-5 рейтинга RUR. Пятое место досталось Массачусетскому технологическому институту. В десятку лидеров вошли также Университет Джона Хопкинса (6-е место), Йельский университет (7-е), Имперский колледж Лондона (8-е), Оксфордский и Пенсильванский университеты (9-е и 10-е места).
Исследователи отмечают, что за последнее время Китай смог значительно укрепить свои позиции как в мировом рейтинге, так и среди азиатских университетов. В 2024 году в список 100 ведущих вузов мира вошло 11 китайских университетов, притом что в 2010-м в сотне лучших было лишь два учебных заведения из КНР, а Пекинский университет располагался во второй половине перечня — на 59-й строчке. Если в 2010-м лучшими среди азиатских вузов считались японские, то теперь четыре первых места заняли учебные заведения Поднебесной.
Россия также улучшила свои результаты: в мировой топ-500 попало 11 отечественных университетов — на один больше, чем годом ранее, — а восемь из них поднялись в рейтинге. Например, МГТУ имени Н. Э. Баумана занял 257-е место, подскочив сразу на 145 пунктов.
Авторы исследования отмечают, что при составлении рейтинга были использованы наукометрические данные за 2018–2022 годы. Это означает, что в будущем российские вузы с большой долей вероятности ослабят свои позиции: лишившись возможности участвовать во многих международных проектах, они потеряют баллы за научную деятельность.
Топ-10 вузов России по версии RUR 2024
При составлении рейтинга специалисты RUR проанализировали деятельность учебных заведений по четырем индикаторам. Наибольший вес (по 40% каждая) имели категории «Преподавание» и «Исследования». Для определения успехов вуза в образовательной сфере исследователи изучили параметры, связанные с академическим составом университета, его международной репутацией, количеством присуждаемых степеней бакалавра и т. д. Оценка научной деятельности выносилась на основании наукометрических показателей: успешности статей, отношения объема публикаций к числу академического и исследовательского персонала, количества присуждаемых ученых степеней и др. Два других индикатора, использованных при подсчете, — уровень финансовой устойчивости вуза и его включенность в мировой образовательный и научный процесс (по 10% каждый).