Большинство выпускников австрийских школ не готовы ко взрослой жизни
Исследование, проведенное австрийским репетиторским институтом Lernquadrat среди выпускников австрийских школ, показало, что 55% учащихся старших классов считают работу на уроках ключом к успеху на выпускных экзаменах. Среди других важных факторов школьники называли тщательную подготовку, хорошие отношения с учителями и регулярное участие в групповых учебных проектах. Любопытно, что некоторые австрийские школьники не пренебрегают сомнительными методами: ставку на умелое списывание делает пятая часть среднестатистических выпускников — и 37% отстающих.
Говоря о способах подготовки к экзаменам, большинство опрошенных заявили, что пользуются интернетом, в том числе смотрят обучающие видеоролики, а также прибегают к помощи одноклассников. Преподаватели критикуют такой подход. «К сожалению, только треть старшеклассников ориентируется на учебную программу и коллективную работу как основной источник информации для подготовки к экзаменам, — жалуется Ангела Шмидт, специалист по технике обучения института Lernquadrat. — Это вызывает тревогу, ведь обучение по программе намного эффективнее, а групповые занятия позволяют выявить пробелы в знаниях».
Между тем старшеклассники полагаются не только на интернет, но и на искусственный интеллект, в частности на ChatGPT. Они пользуются им как для регулярного выполнения домашних заданий, так и для написания выпускной аттестационной работы, которая наряду со сдачей экзаменов требуется для получения аттестата. Применение ИИ вызывает беспокойство специалистов: поскольку определить, действительно ли работа написана учеником, становится все труднее, объективность финальной оценки оказывается под вопросом. Сами ученики убеждены, что ИИ полезен для образовательного процесса в целом: так считают 82% опрошенных. Против использования искусственного интеллекта при выполнении школьных заданий любого рода выступают 40% респондентов.
Что касается самих выпускных экзаменов, то далеко не все школьники довольны выбором включенных в них дисциплин. Более четверти старшеклассников предпочли бы перенести математику из списка обязательных предметов в перечень факультативных. Кроме того, многие выразили желание увеличить интервалы между экзаменами, чтобы, во-первых, получить возможность лучше подготовиться и, во-вторых, снизить уровень стресса, который и без того высок в это время.
Отвечая на вопросы о навыках, полученных в ходе обучения, многие старшеклассники признавались, что не чувствуют себя достаточно подготовленными ко взрослой жизни, — об этом заявили две трети выпускников. Подросткам не хватает повседневных знаний, необходимых для управления личными финансами, решения вопросов аренды и страхования. Многие респонденты утверждали также, что не готовы самостоятельно вести домашнее хозяйство.