В сентябре 2023 года, в преддверии парламентских выборов в Республике Польше, оппозиционная Гражданская коалиция представила 100 обещаний на первые 100 дней нахождения во власти. В их число вошел целый ряд изменений, касающихся образования. Это среди прочего ограничение преподавания Закона Божьего, корректировка школьной программы (меньше зубрежки, больше критического мышления), рост оплаты труда учителей на 30%, сокращение бумажной работы и повышение независимости школ.
Одним из широко обсуждаемых в обществе пунктов стала отмена домашних заданий в младших классах. «Мы наконец-то освободим ребенка от этой повинности XIX века. После школы дети должны общаться с родителями!» — заявлял глава коалиции Дональд Туск. Это обещание было дополнительно подтверждено в ноябре, когда Гражданская коалиция подписала с другими оппозиционными партиями предвыборное соглашение.
Одержав победу на выборах и сформировав правительство, оппозиция приступила к выполнению обещаний. В январе 2024 года новый министр образования Барбара Новацка уточнила, что в 1–3 классах домашняя работа будет отменена полностью, а в 4–8 — выполняться по желанию и не учитываться при выставлении оценок. Она напомнила, что детям часто дают слишком объемные задания, с которыми им вынуждены помогать родители. А если школьник выполняет все сам, у него часто не остается времени на семью, хобби и друзей. В старших классах домашнее задание планируется оставить — однако Новацка выразила надежду, что со временем оно тоже будет упразднено. По мнению министра, необходимо срочно снизить нагрузку на детей: исследования доказывают, что информационный стресс последних лет негативно влияет на их психологическое здоровье.
Планы нового правительства раскритиковала бывший министр образования Анна Залевска. По ее словам, отмена домашних заданий ограничит свободу учителя в выборе методов преподавания и помешает развивать самостоятельность, ответственность и креативность у школьников, к тому же после выпуска молодежь окажется хуже подготовлена к реалиям рынка труда.
Глава профсоюза учителей Славомир Броняж поддержал идею снизить нагрузку на школьников, но усомнился в продуманности изменений. В постсоциалистический период польскую систему образования то и дело сотрясали стремительные, часто фундаментальные и не всегда разумные реформы. 100 обещаний, по мнению Броняжа, предлагают заметно исправить ситуацию — но все-таки лучше было бы предварительно обсудить детали с самими учителями. Отход от выполнения домашних заданий, считает глава профсоюза, грозит усугубить разрыв в успеваемости между детьми, которые получают дома достаточно поддержки, и теми, кому никто не помогает в учебе.
Несмотря на продолжающуюся в обществе дискуссию, реформа домашних заданий была запущена уже с апреля 2024 года. Мнения самих поляков о первых днях нового подхода к учебе разошлись. Многие школьники радуются свободному времени и признаются, что все равно часто списывали домашнее задание у одноклассников или копировали из интернета. Родители высказываются осторожнее. С одной стороны, по их мнению, снижение нагрузки может повысить интерес учеников к школе. С другой, домашняя работа учит усидчивости, помогает закрепить пройденное и показывает, какую часть материала удалось усвоить на уроке.
Домашние задания задают в большинстве стран мира. Их отмена — редкий и интересный случай, за которым будет следить все экспертное сообщество. Известный финский педагог Паси Сальберг уже прокомментировал нововведение. Он считает, что необходимость домашней работы зависит от контекста. Надо учитывать, что это за работа, кому она дается и как связана с прочими аспектами учебы. Главное — чтобы школьники не забывали: мастерство приходит с опытом, для усвоения знаний нужен упорный труд. Если ученики и родители воспримут отказ от домашних заданий как снижение требований, реформа даст результат, обратный ожидаемому. «Мы должны доверить учителю право решать, что полезно для каждого конкретного ребенка», — убежден Сальберг.
Прецеденты по ограничению домашнего задания есть в разных странах. В Южной Корее, где образование ценится чрезвычайно высоко, в 2017 году сократили объем задаваемого на дом. Тем не менее корейские школьники до сих пор часто корпят над учебниками до ночи и занимаются с репетиторами: иначе не сдать сложнейшие экзамены и не поступить в университет. В США домашнее задание — предмет договоренности между учителями и родителями. В некоторых начальных школах от него отказались, чтобы высвободить время для физической активности и общения с семьей. При этом в стране действуют выработанные учительскими организациями общие рекомендации по тому, сколько времени ребенок должен тратить на домашнюю работу. Каждый год обучения прибавляет к этому периоду примерно 10 минут, то есть в первом классе ученик трудится дома 10 минут, во втором — 20 и т. д.
Что касается польского нововведения, правительство страны рассчитывает в ближайшее время расширить спектр бесплатных внеклассных мероприятий, которые помогут детям развиваться в освободившееся от «домашки» время, выравняют их образовательные возможности, а в перспективе даже заменят собой репетиторов. Чтобы дополнительно облегчить жизнь детей, которым приходится носить тяжелые портфели, государство обещает обеспечить каждого школьника индивидуальным шкафчиком и перевести все учебники в электронный формат. Работа над этой инициативой уже идет, но сроки ее завершения пока неизвестны.