Меньше травли, больше времени: кому подходит дистанционный формат обучения
Ученые из нескольких американских вузов: Университета Брауна, Школы бизнеса Бута при Университете Чикаго и Техасского университета — решили выяснить, как школьники и их родители относятся к дистанционному образованию. Для своего исследования специалисты выбрали Лос-Анджелес — город, в котором все больше семей решают обучать детей удаленно, а новые виртуальные учебные заведения открываются десятками. После окончания пандемии школы Лос-Анджелеса полностью вернулись к очному режиму, однако ученикам дали возможность остаться на удаленке.
Исследование состояло из двух частей. Сначала 100 000 семей с детьми-школьниками 3–8 и 11 классов спросили об опыте учебы онлайн. В частности, ученые хотели узнать, довольны ли люди таким форматом образования и лучше или хуже стал учиться ребенок. В рамках второй части семьям предложили 10 гипотетических сценариев, чтобы понять, в какой степени на выбор школы влияют такие факторы, как расстояние от дома, качество образования и его формат — очный или дистанционный. Обобщив собранные ответы, специалисты сопоставили их с данными об успеваемости за 2021–22 учебный год.
Полученные результаты в целом соответствуют сложившемуся в обществе представлению о недостатках удаленного обучения. Общая успеваемость в период виртуальной учебы несколько снизилась; 62% родителей сообщили, что их ребенку не понравилось учиться из дома; почти 80% заявили, что при наличии других опций не выбрали бы такой формат в будущем. Чтобы онлайн-школа показалась людям привлекательной, она должна обеспечивать в среднем на 40% более высокое качество образования, чем обычная.
Тем не менее 22% опрошенных назвали удаленную учебу неплохим вариантом. Примерно у каждого десятого ученика оценки в 2021–22 учебном году даже улучшились. На данном этапе исследований ученые не готовы дать этому однозначного объяснения. Среди вероятных причин называют отсутствие физической травли и возможность более свободно распоряжаться своим временем. Значимо, по всей видимости, и то, готова ли семья находить плюсы в нестандартной ситуации и насколько позитивно она изначально относилась к надомному обучению.
Авторы исследования приходят к выводу, что, хотя дистанционное обучение некомфортно для большинства и поэтому имеет дурную репутацию, некоторым детям оно позволяет лучше раскрыться — отсюда и рост популярности онлайн-школ. Ученые предупреждают: системе образования не стоит пренебрегать интересами тех, кому удаленка идет на пользу. Надо разобраться, что именно находят в ней школьники, и, возможно, предложить им более гибкие варианты занятий. Пока ясно одно: уроки пандемии и, в частности, полученный многими странами масштабный опыт онлайн-обучения еще предстоит осмыслить и усвоить.