Все для человека: как внедрять цифровые технологии в вузах
«У цифровых технологий в высшем учебном заведении, — пишет Кэтрин Фрайди, — три основные задачи. ИТ должны поддерживать студентов в стремлении к знаниям; оптимизировать образовательный процесс и повышать качество обучающих материалов; помогать ученым проводить исследования».
Однако ожидания зачастую оказываются далеки от реальности. Руководство вузов формально подходит к цифровым преобразованиям — и вместо персонализации учебного процесса и свободного доступа к информации студенты с преподавателями получают головную боль.
Чтобы этого не происходило, нужно не слепо переносить старый контент на новую платформу (и хвастаться: «Теперь у нас все красиво и современно!»), а действовать исходя из интересов пользователей: студентов, ученых, преподавателей и административного персонала.
В попытке разобраться, чего эти пользователи ожидают от цифровой трансформации, EY провела ряд опросов, фокус-групп и глубинных интервью. Последнее исследование охватило более 3000 студентов и несколько сотен преподавателей и сотрудников вузов в целом ряде стран, в том числе Австралии, Канаде, Индии, Саудовской Аравии, Сингапуре, Японии, Ирландии и США. Результаты указали на явные слабые места современного высшего образования — и на потенциал новых технологий в работе с ними.
Вузы не понимают, что нужно студентам
Сегодня 60% студентов параллельно с учебой работают или ухаживают за близкими. Это усиливает потребность в онлайн-образовании: люди предпочитают учиться в собственном ритме.
Хотя роль дистанционного образования в жизни студентов постоянно растет, его качество зачастую оценивается как чрезвычайно низкое. При этом, что любопытно, учащимся не важно, сколько курсов можно прослушать онлайн, а сколько офлайн, — главное, чтобы интернет-формат мог обеспечить вовлеченность, взаимодействие с другими людьми и проверку полученных знаний. Выясняется, однако, что именно этого дистанционному обучению недостает. Причина в том, что многие вузы просто записывают лекции на видео и дают студентам ссылку на тезисы и список литературы, не учитывая, что работа в аудитории и из дома — не одно и то же.
Рассуждая о том, во что стоит вкладывать средства, выделенные на новые технологии, студенты уверенно заявляют, что инновации как таковые их не интересуют. Главное — ИТ-решения должны помочь преподавателям эффективнее доносить материал (об этом говорят 45% учащихся) и упростить доступ к цифровому учебному контенту (41%).
Еще один тревожащий факт: каждый третий опрошенный студент не вполне доволен выбранным вузом. Одна из важных причин в том, что учебная программа неспособна адекватно подготовить к профессии и стимулировать карьерный рост.
Рассуждая о своих ожиданиях от высшего учебного заведения, 74% студентов заявляют, что его важнейшее качество — умение поддерживать учащихся в достижении академических целей. Из-за отсутствия должной поддержки студенты разочаровываются в выборе вуза, особенно на завершающем этапе обучения.
48% студентов утверждают, что выбрали конкретное учебное заведение, чтобы подготовиться к намеченному карьерному пути или продвинуться по нему, — при этом 21% выпускников разочарованно сообщают, что учебная программа им в этом не помогла.
Третий по важности критерий выбора вуза — расположение кампуса. Физическое присутствие на занятиях не потеряло значения: почти две трети студентов предпочитают социализироваться и обрастать полезными связями именно в учебном заведении. Комфортная учебная среда сплачивает, дает ощущение принадлежности к коллективу, стабилизирует психофизическое состояние.
Как улучшить ситуацию
- Отойти от использования записей поточных лекций — вместо этого ввести модели смешанного, гибкого, гибридного обучения с качественным иллюстративным материалом.
- Обучить преподавателей приемам цифровой педагогики, которые позволят эффективнее доносить информацию и проверять ее усвоение; поощрять онлайн-дискуссии с максимальным вовлечением.
- Усовершенствовать содержание программ и подачу материала при помощи данных и аналитики; адаптировать учебный процесс под потребности конкретных студентов.
- Привести специальности в соответствие с реальными профессиями.
- Предоставить желающим персональную академическую поддержку (наставника или коуча).
- Отслеживать академические показатели студентов, чтобы вовремя выявлять спады и предлагать помощь.
Вузы неправильно распределяют нагрузку преподавателей
Сегодня вузовские преподаватели заняты в основном лекциями и семинарами. Однако, загружая педагогов такой работой, учебные заведения лишают их возможности постоянно совершенствовать образовательный процесс и подстраивать его под потребности студентов.
Если вузы откажутся от традиционных лекций в аудиториях и перейдут к асинхронному формату обучения, преподаватели смогут проводить больше виртуальных групповых семинаров и чаще заниматься индивидуальным наставничеством. Новые технологии способны ускорить и облегчить все необходимые для этого процессы. Однако ИТ-решений не должно быть слишком много, все они должны выполнять четко определенную функцию, быть интуитивно понятны и хорошо интегрированы. К сожалению, многие из опрошенных жаловались на невозможность сориентироваться в нагромождении модных, но бессмысленных новинок.
С помощью ИТ можно также решить вечный вопрос образования: как измерить эффективность работы преподавателя? Внедрение цифровых технологий расширяет возможности для анализа учебного процесса, вовлеченности и академических достижений студентов. Отслеживая успехи на уровне человека, потока или предмета, можно понять, как изменить программу и поддержать отстающих.
У преподавателей должно быть время на то, чтобы дорабатывать учебные курсы, создавая материалы для очного и онлайн-формата. А чтобы ориентироваться в требованиях цифровых и смешанных подходов, педагоги должны пройти соответствующее обучение.
Как улучшить ситуацию
- Внедрить асинхронный контент и за счет этого освободить преподавателей от чтения лекций.
- Выявить лакуны в цифровых навыках педагогов, провести необходимое обучение и дать им возможность отточить новые умения.
- Автоматизировать простые задачи и оптимизировать учебные процессы.
- С помощью аналитики данных о студентах находить проблемы и решать их.
Вузы уделяют недостаточно внимания ученым
Многие вузы не только занимаются обучением, но и ведут исследовательскую деятельность. Поэтому цифровая трансформация должна быть нацелена также на ученых. При этом необходимо понимать, что исследователям нужно не просто новейшее оборудование и дополнительные вычислительные мощности — им требуется время для работы. А это значит, ученых нужно освободить от дел, которые можно автоматизировать и оптимизировать. Среди подобных дел: подача документов на гранты и управление уже полученными грантами, составление графиков работы с общим оборудованием и раскрытие результатов исследований, организация публикаций и их распространение.
Кроме того, цифровые технологии способны упростить совместный научный поиск, обмен идеями и данными как внутри вуза, так и между вузами и странами. Особенно это актуально для специалистов в узких областях, ведь чем уже ниша ученого, тем важнее обращаться к максимуму исследователей в своей сфере.
Как улучшить ситуацию
- Внедрить цифровые системы, охватывающие весь жизненный цикл исследований во всем университете.
- Поддерживать общение ученых, имеющих схожие интересы, ради повышения эффективности и развития инноваций.
Вузы затрудняют работу административного персонала
Цифровых решений внедряется все больше, больше становится и полезных данных для анализа, однако административный персонал многих вузов не в состоянии использовать эти данные. Проблема в уже отмеченной бессистемности ИТ-систем: они зачастую неудобны, плохо работают друг с другом, в чем-то избыточны, а в чем-то оставляют большие пробелы. Содержащуюся в них информацию почти невозможно объединить и изучить как следует. В результате принимаются неверные организационные решения и расходуется драгоценное время, которое можно было бы потратить на поддержку студентов, преподавателей и ученых.
Как улучшить ситуацию
- Внедрить единую дата-платформу или интегрировать имеющиеся системы для удобного обмена данными.
- Автоматизировать и сократить обременительный ручной труд (кадровые, финансовые, снабженческие процедуры).
- Для стандартных процедур (ответов на вопросы зарубежных студентов, приема документов, анализа заявлений о выделении финансовой помощи или адаптации новых сотрудников и т. д.) создать чат-боты.
Чтобы сохранить и повысить свою конкурентоспособность, вузы должны извлечь максимум из цифровой трансформации. Для этого необходимо привести услуги и процессы в соответствие с запросами основных потребителей: студентов, преподавателей, ученых и административного персонала. А чтобы выявить эти запросы, нужно изучить опыт взаимодействия каждого из потребителей с вузом.