Объявление, сделанное любой нормальной компанией, о том, что она не будет выплачивать дивиденды, моментально обрушило бы ее акции. Но British Petroleum — не тот случай. Объявления об отмене дивидендов инвесторы ждали пару недель: это верное решение. Оно дает компании шанс аккумулировать средства, которые ей придется заплатить пострадавшим от аварии буровой платформы Deepwater Horizon.
Из-за невыплаты дивидендов владельцы акций ВР в ближайшие три квартала недосчитаются порядка $7,5 млрд. Но в ответ на это известие акции, упавшие с апреля, когда произошла авария, почти вдвое, с $655 до $337 за штуку, к 17:00 МСК 17 июня подорожали почти на 7,5% — до $362,5.
Время покупать ВР? Именно это рекомендовали сегодня инвестбанки UBS и Citigroup, вдохновленные продемонстрированным ВР желанием урегулировать конфликт с американской администрацией. Даже недоверчивый Билл Гросс, инвестиционный директор Pimco, вложил $100 млн в краткосрочные бонды ВР, недооцененные сейчас по сравнению с ее же длинными бумагами.
Не факт, что пора покупать. ВР согласилась перечислить $20 млрд в фонд, из которого чиновники будут производить выплаты пострадавшим. Их, в силу присутствующего у американцев навыка к компенсационным искам, очень и очень много. Жители четырех прилегающих к Мексиканскому заливу штатов (Луизиана, Флорида, Алабама, Миссисипи) спросят с ВР за все.
— Разрушен рыболовецкий бизнес (вчера Барак Обама попробовал выловленную якобы в заливе рыбу и заявил, что есть можно, но не факт, что так будет и дальше: бактерии, уничтожающие нефть, одновременно увеличивают выработку вредной для человеческого организма ртути).
— Не скоро восстановится туризм.
— Отели и рестораны прибрежной зоны и Нового Орлеана недосчитаются посетителей.
— В прибрежных штатах подешевела недвижимость.
Иски против ВР подают даже владельцы отелей в Джорджии и Южной Каролине, до которых нефтяное пятно еще не дошло, — они тоже жалуются на спад притока туристов. А администрация Обамы, введя временный запрет на глубоководное бурение, хочет, чтобы ВР компенсировала сотрудникам пострадавших от этого нефтяных компаний недополученные зарплаты.
Разумеется, выплата $20 млрд не похоронит бизнес ВР. Ее прошлогодняя прибыль — $16,8 млрд, выручка — $27,7 млрд. Сама ВР оптимистично оценивает стоимость ликвидации последствий аварии в $29 млрд. Credit Suisse — в $36 млрд. Гораздо хуже для компании будет, если эта цифра достигнет $40–60 млрд. А такое вполне может быть.
Аналитик управляющей компании Raymond James Павел Молчанов полагает, что ВР потратит $63 млрд. Это уже почти четыре годовые прибыли. Взяв в качестве примера произошедшую в 1989 году аварию танкера Valdez, принадлежавшего нефтяной компании Exxon, он подсчитал, что за каждый баррель пролитой в море нефти компании пришлось заплатить $7492. Всего танкер вез 257 000 баррелей.
Если в Мексиканский залив по вине ВР прольется, как сейчас предполагается, 5,3 млн баррелей нефти, а цена пролитого барреля будет такой же, ВР заплатит $42 млрд. Но Молчанов полагает, что траты будут в полтора раза больше: за последние 20 лет юридическая система США усложнилась, индустрия коллективных (классовых) исков по возмещению вреда достигла неведомых высот.
Хуже, если нефтяному пятну удастся обогнуть Флориду и достигнуть восточного побережья США. Количество жалобщиков тогда вырастет еще больше.
Так что бумаг ВР следовало бы, скорее, остерегаться. Правда, у множества пенсионных фондов США и Британии такой возможности уже нет — акции ВР обладали наивысшим рейтингом, и фонды спокойно вкладывали в них деньги будущих пенсионеров.
Впрочем, прибыли ВР, как и всех нефтяных компаний, в среднесрочной перспективе могут вырасти. Авария в Мексиканском заливе приведет к удорожанию нефти: бурить теперь будут меньше, а ужесточенные регуляторами правила безопасности встанут компаниям в копеечку. Это никак не сделает нефть дешевле.