В конце марта представители Союза химиков Украины обратились к Русской православной церкви (РПЦ) за помощью. Химиков не устраивает нынешняя схема торговли российским газом на Украине. В ответ на их обращение председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин направил первому вице-премьеру и председателю совета директоров «Газпрома» Виктору Зубкову просьбу разрешить украинским химическим предприятиям закупать газ напрямую у «Газпрома» или снизить цены на газ. Реакции правительства пока не последовало. Но можно уверенно утверждать, что украинские бизнесмены выбрали правильного союзника: в последние годы лоббистам из РПЦ удалось добиться очень многого. В чем причина?
Обращения московского патриархата — важный канал донесения информации до высокопоставленных чиновников. Иногда они служат прекрасным инструментом давления. Но так было не всегда.
Предыдущий пик влияния РПЦ на государственные дела имел место в середине 1990-х годов. Православная церковь пользовалась налоговыми льготами наравне с фондами «афганцев» и «спортсменов». Затем ситуация начала меняться. РПЦ лишилась всех налоговых льгот, а президент Путин выбрал стратегию равноудаленности церковных конфессий от власти.
Сегодня на поле религиозного лоббизма действует более ста официально зарегистрированных организаций. Самыми влиятельными наряду со служителями РПЦ считаются представители мусульманской и иудейской конфессий.
В последнее время РПЦ значительно усилила свои позиции. Если раньше ее лоббистами в области законотворчества были депутаты, вроде одиозного Альберта Макашова или Александра Чуева, законодательная эффективность которых стремилась к нулю, то с приходом нового патриарха все изменилось.
РПЦ стала действовать как любой профессиональный корпоративный лоббист. Она оказывает воздействие на профильных чиновников министерств и ведомств, инициирует массовые обращения, привлекает авторитетных сторонников, проводит информационные кампании. Отдел внешних церковных сношений, который ранее возглавлял патриарх Кирилл, разросся настолько, что ему позавидовало бы большинство департаментов по связям с госорганами российских и западных корпораций. Первые результаты новой стратегии в отношениях с властью появились очень быстро.
Прошлым летом лоббисты РПЦ договорились с влиятельными депутатами-единороссами Вячеславом Володиным и Андреем Исаевым о консультациях по поводу новых законов, «вызывающих хотя бы малейшее сомнение» у служителей культа. Столь плотного взаимодействия у депутатов нет даже с Общественной палатой, имеющей законное право на экспертизу любого законопроекта.
Одной из самых успешных инициатив РПЦ начала 2010 года можно считать мастерски проведенные поправки к президентскому законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Согласно законопроекту государство в приоритетном порядке оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО). Она выражается в финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, предоставлении налоговых льгот, размещении государственных и муниципальных заказов. В первоначальном варианте законопроект исключал из разряда социально ориентированных НКО религиозные объединения. Однако в ходе второго чтения группа депутатов во главе с председателем комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергеем Поповым включила религиозные организации в число потенциальных получателей государственной помощи и льгот.
Другой пример, широко обсуждаемый сейчас в СМИ, — разработка Министерством экономического развития проекта закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Как следует из законопроекта, государство передает РПЦ в собственность церковное имущество и здания.
Автор — руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, кандидат политических наук, доцент ГУ-ВШЭ