Мечты сбываются. Конечно, не все, а только те, воплотить которые в нашей власти. Узнать, воплотима ли мечта, не так сложно. Нужно только проверить: можно ли сделать ее целью и сконцентрировать на ней свою энергию.
Для начала необходимо сформулировать, чего конкретно вы хотите. Например, обойти Садовое кольцо (16 км) пешком, непрерывно отбивая при этом ногой и головой футбольный мяч. Это вполне реальная цель, которой добился реальный человек Николай Куценко.
Поставить цель не так просто — она должна быть максимально конкретной и достаточно трудной (но достижимой). Скажем, быть занесенным в книгу Гиннесса — это цель, которая нуждается в конкретизации. А вот обойти Садовое кольцо, чеканя мяч, — предельно ясная задача. Можно составлять график тренировок.
Кому-то такая цель покажется идиотской, но это неважно. Она ничем не хуже, чем цель Джули Пауэлл, которая решила за год приготовить все блюда из книги Джулии Чайлд о французской кухне и описать все это в блоге. В итоге из ее постов получилась книга, которая стала бестселлером и легла в основу фильма «Джули и Джулия» с Мэрил Стрип в главной роли. Дикой поначалу может показаться любая цель. Рустам Тарико рассказывал мне, что идея начать потребительское кредитование населения в 1999 году казалась странной большинству в его окружении.
Чтобы «упереться» наверняка, психологи советуют цель записать. Бизнес-консультант Дэмиан Хьюз, автор книги Liquid Thinking («Гибкое мышление»), приводит результаты исследования, проведенного в Гарварде. В 1950-х годах студентам этого университета задали вопрос: ставят ли они перед собой цели. Практически все ответили утвердительно. Потом их спросили, записывают ли они их. Только 3% ответили «да». 30 лет спустя их опросили снова, и оказалось, что совокупные доходы 3% выпускников, которые цели записывали, были выше, чему у остальных 97% вместе взятых.
Сам акт фиксации означает, что мечта превратилась в конкретную цель, и теперь ты либо ее достигнешь, либо признаешь себя неудачником. Другое дело, что достижимы не все цели, и лучше быть неудачником, чем параноиком вроде отца Федора из «12 стульев», поэтому очень важно определить, сколько времени вы готовы отвести на достижение данной цели.
У автора книжки «Бизнес — это психология» Марины Мелии я позаимствовала привычку каждый раз отмечать достижение цели, заранее назначая дату «праздника». Эта привычка хороша тем, что она решает сразу три задачи: определяет цель (надо заранее понять, что празднуется), ограничивает сроки (когда отмечать) и заставляет сформулировать завершающий шаг (последняя строчка или первый напечатанный тираж?). Кстати, можно праздновать и промежуточные достижения. Очень полезно разбить движение к цели на мелкие этапы.
Многие замечали, что, как только цель поставлена окончательно и бесповоротно, какая-то сила начинает помогать в ее достижении. Бизнес-консультант Хьюз это мистическое явление объясняет следующим образом. Наш мозг получает около двух миллионов единиц информации в секунду, игнорируя большую ее часть. Но стоит поставить перед собой конкретную цель, как мозг перестраивается и начинает выдергивать из потока все, что может пригодиться для дела. Скажем, задумав построить шоколадную фабрику, вы уже не пропустите сводку биржевых цен на какао, вспомните о приятеле, чья тетка когда-то работала технологом на «Красном Октябре», и даже обратите внимание на рецепт какао с перцем чили в голливудском фильме. Что удивительно, «упертость» магически действует и на окружающих людей — начинают помогать даже те, кто раньше вас от этой цели отговаривал.
Энергия и время, нам отпущенные, серьезно ограничены, довольно часто мы их переоцениваем. Так что если говорящая щука все не попадается, надо поставить цель и определить сроки ее достижения.
Автор — главный редактор Harvard Business Review — Россия и «Альпина Бизнес Букс»