Чтобы разобраться в законотворческих хитросплетениях, человеку с улицы не обойтись без проводника
В Госдуме разгорелся скандал. В его эпицентре оказалась малоизвестная компания «Абсолют Центр», которая за плату обеспечивала участие заказчика в парламентских слушаниях. С профессиональной точки зрения, это обычный консалтинг по минимизации административных издержек, которым занимаются большинство лоббистских компаний в мире. Однако в аппарате Госдумы эти услуги расценили как мошеннические. В чем дело и чем это грозит думским лоббистам?
Эта новость горячо обсуждается в профессиональном сообществе лоббистов. Под аналогичные обвинения может попасть любой лоббист, а также широко расплодившиеся в последнее время GR-специалисты российских и западных корпораций.
Прежде чем понять, в чем причина, надо разобраться, чем же занимаются лоббисты и за что именно им платят значительные гонорары. Рассмотрим это на примере одной из самых распространенных услуг лоббистов всего мира — поддержки интересов заказчика в области законотворчества. Только в Америке это приносит лоббистам порядка миллиарда долларов в год. Заказчик платит за разработку законопроекта, согласование документа с ответственными органами власти, поиск релевантного субъекта законодательной инициативы, нейтрализацию потенциальных противников законопроекта, создание коалиций в поддержку законопроекта и множество других сопроводительных услуг.
Такая деятельность основана на знании особенностей принятия решений в том или ином органе власти. Ее можно сравнить с работой адвоката. Несмотря на то что все законы имеются в открытом доступе, нужен специальный посредник, который приведет судье убедительные аргументы в пользу позиции клиента. Лоббист — в каком-то смысле тоже адвокат общества в системе законодательной и исполнительной власти. Он ускоряет принятие важных государственных решений и способствует реализации потребностей различных групп, снимая социальные противоречия.
В России нет специального закона, регламентирующего лоббистскую деятельность. Лоббист действует в соответствии с конституцией, гарантирующей гражданам право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Основной закон позволяет «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», а также «распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Реализуя это конституционное право, гражданин может начать самостоятельную лоббистскую деятельность или пойти работать в специализированную фирму, которая оказывает подобные услуги. Он вправе использовать все виды и способы защиты своих прав: обращение в органы власти или в суд, обжалование решений должностных лиц, участие в общественной и политической деятельности, выступление в СМИ.
Обвиняя «Абсолют Центр» в мошенничестве, думская пресс-служба ссылается на нормы регламента Государственной думы, согласно которым все парламентские слушания являются открытыми для прессы и общественности. Соответственно принять в них участие может любой желающий без помощи лоббистов.
Но этот факт вовсе не запрещает потенциальным участникам парламентских дискуссий обращаться к специализированным посредникам, которые возьмут на себя все административные хлопоты по общению с аппаратами комитетов, составляющих списки участников, отправке документов, а также сопровождение заказчика при проходе через ряд кордонов парламентской охраны (если не знать местных особенностей, он может занять больше часа).
Парламентские слушания представляют собой строго регламентированное мероприятие с жестко установленной процедурой. Несмотря на то что правила их проведения очевидны для сотрудников аппарата или депутатов Госдумы, у представителей бизнеса, особенно регионального, они могут вызывать значительные затруднения. Исходя из потребностей заказчика, лоббист может разъяснить ему правила поведения и рассказать о возможностях участия в дискуссии.
Случай с компанией «Абсолют Центр» может стать негативным прецедентом для развития всей отрасли профессионального лоббирования в России, которая только начала складываться в последние годы. Упорядочить эту отрасль может долгожданный закон о регулировании лоббистской деятельности, который предусмотрен в плане по борьбе с коррупцией, подписанном Дмитрием Медведевым сразу после вступления в должность. Но сроки его принятия пока не ясны.
Автор — руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти