К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
ВТБ

«Мы сильно поправили себе карму»: как ВТБ перестроил работу приложения и интернет-банка для розницы

Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса
Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса
Чего хотят клиенты от онлайн-банка? Какие технологии будут драйвить финансовый рынок в следующем году? Как банки реагируют на их потребности? Разбираемся на опыте перестройки мобильного приложения и интернет-банка ВТБ.

По данным Markswebb, в России за время самоизоляции увеличилось число пользователей онлайн-банкинга. Кроме того, выросли требования клиентов банков к удобству ежедневных операций, например, к скорости входа в приложение и качеству онбординга новых пользователей. Рынок диктует новые задачи, и мобильный банк теперь должен стать основным каналом продаж и обслуживания. ВТБ запустил абсолютно новую версию мобильного приложения и интернет-банка ВТБ Онлайн для розничных клиентов. Как команда из 800 человек за 10 месяцев перестроила приложение одного из крупнейших банков страны и какие технологические тренды будут в банковской сфере — в интервью Никиты Чугунова, старшего вице-президента ВТБ, руководителя департамента цифрового бизнеса.

Про перезапуск ВТБ Онлайн

У вас большой релиз — полный перезапуск ВТБ Онлайн. Расскажите, что принципиально изменилось в новом приложении. 

Изменилось все — это абсолютно новое приложение как технологически, так и продуктово. Мы поменяли все, что было «под капотом», чтобы по максимуму избавиться от устаревших систем. Обновили дизайн, переработав более 10 000 экранов и 2000 компонентов — иконки, типографику, шрифты, тексты. Дизайн нового ВТБ Онлайн стал легким и интуитивно понятным. Простота и удобство, так называемая симплификация дизайна, — это вообще сегодня важный на рынке тренд. Мы даже позволили нашим пользователям настраивать под себя главный экран: делать его вертикальным или горизонтальным, скрывать или добавлять секции, как виджеты.

Кроме того, приложение стало гораздо удобнее, надежнее и функциональнее. В нем появилось около 50 новых функций. У нас упор на daily banking — все, что связано с повседневными операциями: это платежи, переводы, управление лимитами. Еще сделали самые необходимые операции доступными всего за два клика, а переход между разделами стал моментальным — в пределах одной секунды. В результате приложение работает в два раза быстрее. Это можно почувствовать сразу после обновления.

Расскажите подробнее о том, какие новые, возможно, уникальные сервисы вы разработали для ВТБ Онлайн.

В обновленном приложении появится не один уникальный сервис. Мы создали специальный раздел «Счета на оплату», который автоматически собирает платежи клиента: штрафы, электроэнергия, вода, коммуналка, счета за детский сад, спортивные секции, переводы близким. Теперь их все можно оплачивать за один раз — такая «пакетная оплата». Звучит просто, но сделать это было достаточно тяжело. Скрестить разные платежи — от телефона до оплаты по кредиту — действительно непростая задача для команды разработчиков. У банков такого сервиса нет, каждый счет нужно оплачивать отдельно — это долго и неудобно.

В разделе «Доступные средства» теперь можно увидеть все накопленные бонусы и деньги на картах и счетах, в том числе собственные и кредитные. Уникальным и важным дополнением стала возможность скрыть информацию по своим счетам от посторонних глаз, например, в общественном транспорте. Ведь проблема банков в том, что они всегда показывают остатки на счетах, и их может увидеть любой желающий, который заглянет к вам в экран.

Мобильное приложение ВТБ Онлайн
Мобильное приложение ВТБ Онлайн

Появилась уникальная услуга: клиент сможет снять деньги в банкомате без карты, используя только ВТБ Онлайн и камеру телефона. Ничего другого не нужно — ни пластика, ни приложения Google Pay или Apple Pay, и не надо искать банкомат с NFC-считывателем. Просто подходишь к банкомату, выбираешь сумму, в ВТБ Онлайн подтверждаешь снятие, сканируешь телефоном QR-код, и банкомат выдает тебе деньги. Функционал появится в ВТБ Онлайн до конца ноября.

Избавились от заезженного Tap Bar (нижнее меню), который одинаковый у всех банков. И заменили его на разработанное нами специальное плавающее меню для навигации и взаимодействия с экраном — Air Bar. При пролистывании и просмотре экрана оно исчезает, что позволяет на 5–10% увеличить обзор экрана.

Вход по QR в интернет-банк

Появилась возможность войти в интернет-банк ВТБ Онлайн по QR-коду. Пользователям больше не нужно запоминать логин и пароль.

Управление лимитами

Теперь можно установить лимиты на снятие наличных, переводы с карты на карту, а также на все типы платежей, чтобы не потратить лишнего.

Оплата штрафов ГИБДД 

При формировании счета на оплату подгружается фото авто и место нарушения.

А что с производительностью? Ранее приложение часто и громко «падало». 

Мы существенно увеличили его надежность и стабильность. Наша цель — чтобы оно работало 24/7 при любых нагрузках. Раньше в приложение одновременно заходили примерно 85 000 человек в минуту. Сейчас оно выдерживает до 130 000 человек в минуту, а на максимуме должно выдержать и все 400 000 одновременных сессий. Плюс за его работу теперь отвечает несколько платформ, что позволяет минимизировать число нештатных ситуаций. По такому принципу, кстати, работают крупнейшие социальные сети, у которых практически не бывает сбоев.

За счет чего произошел такой скачок? 

Мы перевели ВТБ Онлайн на новые современные технологии и микросервисную архитектуру. Раньше приложение было монолитным. И если ломалась одна функция, например платежи, то переставали работать и все остальные.

Чтобы решить эту проблему, нужно было полностью перевести монолит старого приложения на микросервисы. Мы это сделали, и оно стало микромодульным. Благодаря этому, если что-то одно неисправно, приложение все равно работает, вход доступен даже во время технических работ. При любом раскладе клиент видит свой баланс и счета. Теперь это наше преимущество, потому что конкуренты в последние годы активно развивали именно большие и сложные платформы.

Много ли ресурсов ушло на построение нового ВТБ Онлайн?

10 месяцев и около 800 сотрудников с полным режимом работы без отпусков и практически без выходных — дизайнеры, программисты, эксперты по клиентскому опыту. Мы работали как со своими разработчиками, так и со сторонними вендорами. Последний раз я не занимался запуском ВТБ Онлайн в выходные только в начале сентября.

Как изменится уровень безопасности приложения? Как вы защищаете пользователей от мошенников? 

У нас сильное приложение: мы его сами регулярно пытаемся взломать, чтобы найти потенциальные уязвимости. Здесь критично важно действовать на опережение, мы постоянно следим за безопасностью.

Большинство кейсов с мошенничеством — это социальная инженерия, а не технологии. Чтобы бороться с ней, мы используем big data. Наша команда по работе с большими данными посчитала недавно, кто из наших клиентов более склонен попасться на обман мошенников. Мы проанализировали и выявили около 2 млн клиентов в зоне риска. Постоянно взаимодействуем с ними. Уровень мошенничества снизили до минимума.

По данным ЦБ, социальная инженерия стала главной причиной хищений средств с банковских карт россиян: это причина 69% всех мошеннических операций за 2019 год. С января по октябрь 2020 года ВТБ предотвратил более 10 000 попыток мошенничества, а за сентябрь-октябрь выявил и заблокировал более 350 фишинговых ресурсов, выдававших себя за банк.

Сколько всего пользователей у ВТБ Онлайн? И как их число изменится после запуска?

Сейчас у нас 9,5 млн активных пользователей — около 70% от всей нашей клиентской базы. Этот показатель по проникновению — один из лучших в российской и мировой практике. По итогам 2022 года мы рассчитываем увеличить число активных пользователей в 1,5 раза — до 15 млн клиентов.

Про тренды на рынке 

Какие тренды в создании банковских мобильных приложений сейчас на рынке? Какие продукты будут драйвить рынок в следующем году?

Управление голосом, персонализация, стремление к простоте, наращивание скорости — вот тренды, которым мы придаем большое значение.

Еще один тренд — инклюзивность. Это то, что нельзя игнорировать. Сегодня в России 1 млн человек инвалидов по зрению. У нас в штате работают ребята с нарушением зрения — это разработчики, с которыми мы придумываем и создаем новые продукты. Прежде всего благодаря им функционал нового ВТБ Онлайн теперь позволит людям с ограниченными возможностями работать с банковским приложением. Они смогут самостоятельно пройти регистрацию, войти в приложение, а также полноценно совершать большинство переводов и платежей.

Мы ставим себе цель сделать для таких клиентов самое удобное приложение, чтобы предложить и расширить их финансовые возможности и обеспечить 100% качество и комфорт при обслуживании в банке. Для этого мы хотим создать и голосового помощника, который позволил бы в том числе незрячим или слабовидящим клиентам совершать операции голосом.

Какого голосового помощника вы разрабатываете? 

Голос — это будущее, это факт, но для банка это нетривиальная и достаточно сложная задача. Банк — это деньги, его приложение находится под замком, и обычный голосовой помощник не может пройти через стену этой защиты. Если даже запрограммировать любого ассистента и попросить что-нибудь оплатить, он не сможет этого сделать, потому что не попадет в авторизационную зону банковского приложения.

Поэтому у нас нет возможности использовать стандартные инструменты, нужно разрабатывать голосового помощника самостоятельно. Мы сейчас активно работаем над этой темой и в первом квартале следующего года запустим.

А как ваши конкуренты обходят эти сложности? 

У одних ассистент работает с телевизором, но не с банком. У других голосовой помощник умеет, например, переводить деньги и озвучивать баланс. Но чтобы он заработал, нужно взять в руки телефон, открыть мобильное приложение, нажать на кнопку голосового ассистента. Не очень понятно, зачем клиенту использовать в этот момент помощника, если он уже зашел в приложение.

Мы ставим перед собой более амбициозные задачи: сделать голосового ассистента, который позволит совершать операции без нажатия пальцем на экран телефона. То есть мы идем в голос, но он нам нужен не ради забавного разговора (chit-chat). Эта функция у нас уже есть в чат-боте, для нас не проблема запрограммировать его на голос.

Кстати, про чат-боты. Несколько лет назад на рынке только и было что разговоров про них. Сегодня чат-боты — это приоритетное направление? 

Знаете, какую самую популярную фразу люди пишут боту? Позови человека! Клиенты пытаются проскочить бота, потому что тот не может ответить на простые, но сложно программируемые вопросы. В новом ВТБ Онлайн мы решили эту проблему, сделали так, чтобы клиент не ощущал, что он общается с чат-ботом. Для этого мы проработали 1300 тематик ответов на различные запросы — это большая цифра, потому что в среднем по рынку планка около 400.

Чат-боты — это перспективное направление. Но ключевой приоритет — это не просто чат-бот с дышащей кнопкой по центру экрана «Чем я могу вам помочь?», а чат-бот, который позволит качественно отрабатывать запрос клиента. Сейчас уровень автоматизации в ВТБ составляет 57%, то есть на каждое второе обращение мы отвечаем клиенту автоматически без привлечения человека. Потом чат-боты будут становиться умнее и более человечными. Мы, кстати, научили своего бота отправлять клиентам стихи Александра Блока, например, чтобы занять паузу, пока генерируется ответ на запрос.

По данным Gartner, по итогам 2020 года банковские чат-боты будут способны закрывать до 85% клиентских запросов, что позволит банкам во всем мире экономить миллиарды долларов.

ВТБ ID и новый имидж банка

Насколько интегрированы приложения компаний группы ВТБ? Есть какая-то синергия между ними?

В мобильном приложении мы сделали живой баланс сотового оператора — ВТБ Мобайл. Им сейчас пользуются свыше 250 000 абонентов. Теперь они будут видеть в банковском приложении остатки по счету телефона.

Другие приложения пока не интегрированы, нам только предстоит это сделать. И мы сейчас работаем над ВТБ ID, который позволит заходить во все приложения группы ВТБ.

Это что такое — ВТБ ID?

Это ваш логин, единый логин, при помощи которого можно попасть во все приложения группы. Это как Facebook ID, «ВКонтакте» ID или Google ID.

В качестве первой пробы мы уже использовали его с цифровой ипотекой, а масштабировать начнем с начала 2021 года. Первым интегрируем с ВТБ Онлайн приложение «ВТБ Мои инвестиции». Два приложения будут взаимодействовать друг с другом, появится свободный вход из одного приложения в другое для покупки, продажи и пополнения брокерских счетов.

Как запуск нового приложения повлияет на имидж ВТБ? Получится ли переломить стереотипы аудитории о ВТБ как о консервативном банке?

Мы сильно поправили себе карму в последнее время. Мы — банк с 30-летней историей, и это давало о себе знать устаревшими IT-системами, которые перестали справляться с возросшей нагрузкой.

Сейчас ВТБ Онлайн — это уже не то приложение, о котором все говорят, вспоминая 2010 год. Это приложение, зарекомендовавшее себя за последние полгода и заставившее конкурентов не просто поволноваться, но и подвинуться. В этом году наш интернет-банк уже поднялся с 17-го на 5-е место в рейтинге Markswebb. Поэтому запуск нового мобильного приложения — один из важнейших этапов, который позволит банку продавать все продукты для клиентов, не заходя в офис. Это заложено в рамках нашей глобальной IT-стратегии до 2022 года. В результате запуска нового ВТБ Онлайн мы рассчитываем стать самым удобным мобильным приложением на рынке, войти в тройку лидеров по качеству и нового интернет-банка, и нового мобильного приложения и через пару лет обслуживать 15 млн клиентов.

Так что да, имидж банка изменится после выхода нового ВТБ Онлайн. Посмотрим, как его воспримет рынок. Мне самому интересно.


Фотограф: Арсений Несходимов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+