Женская сила: зачем Минэкономразвития поддерживает женщин-предпринимателей
Неслучайно Минэкономразвития уделяет особое внимание поддержке женского предпринимательства. Это не популизм, а прагматичная стратегия: именно женщины могут стать точкой роста стабильного и надежного малого и среднего бизнеса. Почему? Вот три типичных сценария, которые побуждают женщин начать свое дело.
Кормить семью
Большинство женщин идут в свой бизнес ради заработка. Эту причину указали 92% опрошенных в рамках исследования НАФИ, которое уже пять лет отслеживает динамику и перспективы развития женского предпринимательства в России.
Стимулом часто является сложная жизненная ситуация, как это произошло с Екатериной Валуевой. Она работала фельдшером в больнице, после развода с мужем зарплаты на содержание двоих детей не хватало. Через друзей Екатерина устроилась в компанию, которая занималась таможенным оформлением грузов. Платили больше, чем в больнице. Но, вникнув в суть операций, в 2010 году Екатерина основала собственную таможенную компанию «СВК-Логистик».
«Было страшно: 400 000 рублей, которые я взяла у знакомых на открытие бизнеса, были для меня огромной суммой. Но уже через полгода я досрочно полностью расплатилась с долгом», — вспоминает Екатерина. Сначала дела шли хорошо, но несколько лет назад, когда таможня перешла на электронный документооборот, компания оказалась на грани разорения: большие предприятия отказались от услуг таможенных операторов. Валуева собралась закрываться, но сотрудницы остановили ее, заявив, что готовы потерпеть, пока бизнес перестроится. «Все они до сих пор со мной», — с теплом рассказывает Екатерина.
Совместно с командой наметили и план трансформации. Предложили клиентам не полный цикл сопровождения грузов, а выбор услуг по сегментам (например, только декларацию или только перевозку). Сделали акцент на клиентах, у которых грузы ходят редко: им нет смысла держать собственного менеджера и покупать специализированную программу, выгоднее воспользоваться аутсорсингом. Работать с множеством мелких клиентов (сейчас их около ста) сложнее, но компания выжила, зарплаты сотрудников даже выросли. «Мы, женщины, более гибкие и ответственные, всегда ищем выход. У нас нет другого выбора: надо заботиться о потомстве», — говорит Екатерина.
Менять мир
Начиная свой бизнес, женщины в последние годы все чаще выбирают социальное предпринимательство. Доля женщин в этой сфере в полтора раза выше, чем в классическом коммерческом бизнесе, подсчитали в «Опоре России» и НАФИ. Минэкономразвития с 2013 года развивает программу инфраструктурной поддержки женщин-предпринимателей, для которых важен не только коммерческий успех, но и социальный эффект. Более 60% заявок на конкурс «Лучший социальный проект года», который министерство проводит совместно с РГСУ, поступает от предпринимательниц. По данным Минэкономразвития, благодаря запущенным женщинами проектам создано более 2500 рабочих мест, из них почти 10% — это рабочие места для людей с ограниченными возможностями.
Вокруг таких проектов всегда формируется целое сообщество единомышленников. Так было и у Любови Ермолаевой, которая с двумя подругами в 2016 году открыла интернет-магазин продукции социальных предприятий BuySocial. Как родилась идея? Наткнулись на выставке на шоколад на меду «Шоколадной мануфактуры в Гагаринской новоселке», где трудоустраивают людей с ограниченными возможностями. Затем кто-то рассказал о крем-меде Coсco-bello, который изготавливают в деревне Малый Турыш Свердловской области. «Мы были восхищены невероятными предпринимателями, которые дают работу тем, кому плохо и трудно: людям с физической и ментальной инвалидностью, вчерашним детдомовцам или пенсионерам из заброшенных деревень. Мы стали думать, как им помочь, и решили сделать платформу, которая будет агрегировать и продавать продукцию социальных компаний, — говорит Ермолаева. — Мы сами тогда были на хороших работах и понимали, что нас ждет низкомаржинальный бизнес. Но мы пошли на это не столько ради заработка, сколько ради идеи и солидарности».
Подруги скинулись, на стартовый капитал в 300 000 рублей разработали сайт, сфотографировали товары, сняли склад. В начале сотрудничали с 14 социальными компаниями, сейчас партнеров вдвое больше, в ассортименте — более 500 наименований социальных товаров.
Оказалось, что люди в крупных компаниях ищут решение, которое помогло бы делать подарки с социальной и экологической составляющей. Чтобы получить доступ к более широкой аудитории, BuySocial договорилась о собственной витрине на eВay (это оказалось эффективнее, чем содержать свой сайт). «Мы не только продаем, но и продвигаем идею социального предпринимательства. Пока еще силен миф, что в социальных компаниях делают непрофессиональные поделки. Это совсем не так. Мы рассказываем и показываем, как создаются крафтовые вещи, рассказываем истории людей. Все это постепенно меняет отношение», — поясняет Любовь Ермолаева.
Ее команда хочет изменить еще одну сложившуюся практику. В России пока бюджеты на социальную продукцию для корпоративных подарков в крупных компаниях выделяются только на Новый год и 8 Марта. Социальные компании производят товары, которые могут пригодиться в течение года: экологичные блокноты, ручки, сумки, перекусы для кофе-брейков на переговорах. В Великобритании, например, компании соревнуются, кто закажет в течение года больше товаров и услуг социальных предприятий. BuySocial надеется, что этот тренд охватит и Россию.
Самореализоваться и осуществить мечту
Многие женщины придумывают бизнес, оказавшись в декрете. Часто молодые мамы сталкиваются с нехваткой нишевых продуктов или сервисов, нередко от смены задач рождаются и новые идеи, хочется иной самореализации. Оксана Селендеева уходила в декрет с должности руководителя маркетингового подразделения Московского банка Сбербанка России, но возвращаться на топ-менеджерскую позицию не стала. Во время декрета Оксана придумала и запустила школу программирования для детей и подростков Coddy. Идея возникла случайно: пока малышка спала в коляске, Оксана начала читать медиа о технологических стартапах и осознала, что обучение IT с детства скоро станет таким же актуальным, как и обучение английскому языку.
В 2015 году курсов программирования для малышей и младших школьников в Москве не существовало. Стартовый капитал — 300 000 рублей — дал муж. Его вера и поддержка рублем окрылили Оксану, за три месяца она подготовила и запустила проект. Разместив объявление в LinkedIn, где у нее в фолловерах было около 30 000 человек, набрала 42 ученика на первый поток.
Селендеева предложила IT-компаниям открыть для детей пустующие по выходным дням переговорные, что позволило экономить на аренде и удерживать довольно доступные цены (с сентября 2016 года плата зафиксирована на уровне 6000 рублей в месяц. — Прим. ред.). «Первыми, кто меня поддержал, были совсем незнакомые мне тогда IBS и ActisWunderman, которая даже купила нам ноутбуки. Это меня потрясло», — вспоминает Оксана. Сейчас у Coddy уже 10 компаний-партнеров. Особая гордость для Оксаны — их участие в разработке курсов. Например, недавно стартовал курс, созданный совместно с Google.
В 2017 году у Coddy случился кризис роста — пришло слишком много детей. Селендеева решила масштабировать бизнес через франшизу. Партнеры покупают полный пакет (гайдлайны, видеоуроки, рекламные материалы, требования к преподавателю) на каждые новые два курса стоимостью 74 000 рублей. Всего разработано около 70 курсов по четырем направлениям: программирование, кибербезопасность, дизайн, soft skills. За три года партнеры открыли школы Coddy в шести странах, 82 городах; годовая выручка компании достигла 70 млн рублей.
Больше половины франчайзи — женщины. Оксана очень дорожит тем, что именно их удалось вовлечь в предпринимательство. «Ключевое слово, которое объединяет всех моих партнеров-женщин, — смелость», — говорит Оксана. Почти все они очень удачно вышли замуж, давно не работают и, естественно, не имеют серьезного управленческого опыта. Несмотря на хорошую жизнь, многим из них не хватает самореализации. «Я верю, что женщины могут свернуть горы, если переступят через свой страх и сделают первый шаг. Я очень воодушевлена идеей предпринимательства, вижу, как люди вокруг меня становятся богатыми и счастливыми», — говорит Оксана Селендеева.
С чего начать
По мнению Надии Черкасовой, заместителя президента — председателя правления банка «Открытие», которая также является лидером Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» и входит в совет Евразийского женского форума, драйверами роста малых и средних предприятий в стране могут стать женщины и молодежь.
Женщинам, которые задумываются об открытии своего бизнеса, эксперты рекомендуют активно собирать информацию о программах поддержки малого и среднего бизнеса и, в частности, женщин-предпринимателей. Прежде всего таким женщинам необходимо обратиться в центр «Мой бизнес» в целях получения наиболее полной информации о предоставляемых мерах поддержки: консультации, образовательные программы, льготное финансирование, получение гарантий, участие в форумах и многое другое. Программ поддержки с каждым годом становится все больше, они есть у многих крупных банков. Кроме того, кредитные продукты для женщин-предпринимателей есть, например, в МСП Банке, банке «Открытие», банке «Уралсиб», Юниаструм Банке. Всего партнерами Корпорации МСП, которая выступает в роли института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в России, являются 90 ведущих российских банков.
Индекс женского предпринимательства фиксирует, что женщины не готовы бросаться в омут с головой. Они менее склонны к риску и более склонны работать в традиционных бизнес-моделях, прежде чем начать свое дело, хотели бы пройти программу обучения. Понимая эту особенность, в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» образовательные мероприятия по вопросам женского предпринимательства организуются в регионах и центрами «Мой бизнес».
Минэкономразвития в 2019 году поддержало такие образовательные проекты, как акселератор «Женское предпринимательство», «Женский бизнес. Бизнес-девичник. Хочу, могу, делаю», «Академия женского бизнеса», «Женское дело», «Женское предпринимательство: как открыть и развить свое дело. Основы предпринимательской деятельности и бизнес планирования», «Мама-предприниматель», «Женское предпринимательство в современном обществе: особенности и перспективы».
Доступ к информации о программах поддержки, в том числе к образовательным программам — базовые факторы развития женского предпринимательства. При этом доступность кредитных продуктов является важнейшим источником развития бизнеса, так как многие предприниматели отмечают проблемы с финансированием как основной барьер к старту бизнеса.
Эксперты рекомендуют внимательно изучать условия кредитных программ и выбирать удобный банк для обслуживания. «Отнеситесь к выбору кредитной организации как к шопингу, — советует Надия. — Выбирайте, «примеривайте банк на себя» и находите тот, который соответствует вашим требованиям. Банк, который открывает дополнительные возможности для развития вашего бизнеса. Если вам что-то не понравилось, то всегда можно перейти в другой банк. На рынке высокая конкуренция за качественного клиента».
Банк «Открытие» в этом году по программе «Женщина в бизнесе» предоставил кредитов на общую сумму 3,2 млрд рублей. Статистика микрофинансирования в мире показывает, что среди женщин-предпринимателей уровень дефолтности кредитов и уровень просроченной задолженности ниже, чем у мужчин.
«В сложных экономических ситуациях, если с бизнесом возникают непредвиденные проблемы, женщины быстрее выходят на договоренности с банком о реструктуризации задолженности», — поясняет Черкасова.
В рамках нацпроекта для женщин тоже предусмотрен специальный продукт по микрозаймам в региональных государственных микрофинансовых организациях. Женское предпринимательство относится к приоритетным проектам, поэтому ставка для данной категории заемщиков составляет не более 2-х ключевых ставок Банка России (сейчас это 6,5%). Так что барьер, связанный с финансированием, точно преодолим.
Гораздо важнее убрать барьеры, которые в голове, и начать что-то делать. И тогда все получится.