К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
IPQuorum

Рейтинг прав: кто лидирует на мировом и американском патентных рынках

Фото Shutterstock
Фото Shutterstock
Компания IFI CLAIMS Patent Services опубликовала ежегодный топ-50 глобальных инновационных компаний и топ-10 стран, закрепивших права на интеллектуальную собственность в юрисдикции Соединенных Штатов Америки. Исследователи также рассказали о самых быстрорастущих технологиях.

IBM возглавляет список крупнейших правообладателей; на втором месте — Samsung; существенно отыграла вверх Kia Motors (Южная Корея), переместившись сразу на 17 позиций; в первой десятке идет китайская Huawei; российские компании в топ-50 не вошли.

Исходя из данных по крупнейшим патентным юрисдикциям, включая США, Европу, Китай, Японию и другие, в IFI составили топ-250 компаний, владеющих патентами по всему миру. В этом списке Samsung обошел лидера американского рынка IMB в два раза; Canon, Microsoft и Robert Bosch GmbH замыкают пятерку глобальных лидеров. По словам авторов рейтинга, Россия входит в мировой топ-10 стран, публикующих патенты (patent publishing authorities), однако на американском патентном рынке представлена крайне слабо. Китай стал единственной страной, существенно нарастившей патентную активность в США (на 11% по сравнению с 2019 годом), и занял в американском рейтинге 4-е место, оформив 18 792 патента. Остальные страны либо остались на прежнем уровне, либо продемонстрировали некоторое падение. Больше всех патентов на собственном рынке у самих Штатов (164 379), на втором месте — Япония (52 421), на третьем — Южная Корея (22 400). Из европейских стран больше всего интеллектуальных прав в США получила Германия (16 222), в десятку входят Тайвань (11 286), Франция (6312) и Великобритания (5333).

«Патентная активность — ценный показатель для исследователей, аналитиков, инвесторов и всех, кому важно получить представление о производительности корпоративных R&D-подразделений и рыночных устремлениях компаний, — говорит Игорь Осипов, вице-президент Digital Science Global, портфельной компании, в которую входит IFI CLAIMS Patent Services. — Патенты — ключевой инструмент для оценки нематериальных активов публично торгуемых компаний, возможность прощупать технологические тенденции и конкурентный ландшафт в различных отраслях». По словам Осипова, патенты, оформленные в США, — это хороший способ сверить часы с крупнейшими технологическими корпорациями мира, посмотреть, как развиваются технологии и кто на них зарабатывает.

Перспективы для России

Хотя Россия в рейтингах IFI не значится, отечественные ориентиры тем не менее весьма точные: глобальные технологические тренды учтены в Стратегии научно-технологического развития РФ и развиваются в рамках Национальной технологической инициативы.

Директор департамента индустриальных программ Сколтеха Дмитрий Каталевский отмечает, что в России увеличивается объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но сложность в том, что патентование за рубежом — дорогой и длительный процесс. Неслучайно крупные компании лидируют по патентам: у них R&D-бюджеты исчисляются в ряде случаев десятками миллиардов долларов в год, как, например, у Huawei и Samsung. В США, по словам Каталевского, сейчас патентуются те российские компании, которые нацелены на глобальную конкуренцию, поскольку это емкий и приоритетный рынок с точки зрения технологий.

Патентная активность — ценный показатель для исследователей, аналитиков, инвесторов и всех, кому важно получить представление о производительности корпоративных R&D-подразделений и рыночных устремлениях компаний — Игорь Осипов

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев говорит, что отсутствие России в американском рейтинге в первую очередь означает, что для российских компаний рынок США неинтересен. Ограничиваясь локальным российским патентованием, компании выбирают оборонительную стратегию. Это отчасти демонстрирует незначительность экспортного потенциала, и для его наращивания нужно начинать активнее получать экстерриториальные патенты.

Игорь Осипов рассказал, что на данные рейтинга по патентам интересно было бы взглянуть в разрезе не только США, но и отдельных стран или групп стран — например, G-20, с учетом полноты данных по всем патентным офисам мира, с которыми напрямую работает IFI CLAIMS. Эксперт надеется, что в таком случае можно увидеть сравнительные тренды между странами: кто растет в международном контексте быстрее других и в каких областях, в каких странах или группах стран отдельные технологии растут быстрее или медленнее. Подобная информация всегда интересна в момент принятия инвестиционных решений, связанных с приобретением крупных активов.

Смена позиций

Общее количество выданных патентов в США сократилось к 2019 году менее чем на 1%, с 355 923 до 353 708, число заявок на патенты выросло на 3%, что соответствует тенденции последних четырех лет. Неамериканские компании и организации в 2020 году получили 55% новых патентов в США. При этом сами Соединенные Штаты получили в несколько раз больше новых патентов, чем любая отдельно взятая страна, — 160 833.

Среди компаний, базирующихся за пределами Штатов, больше всего американских патентов получила Samsung Electronics — 6415. Canon Inc., Microsoft, Intel, Taiwan Semiconductor, LG Electronics, Apple, Huawei Technologies и Qualcomm замыкают топ-10 патентообладателей в США за 2020 год. Все, кроме Taiwan Semiconductor и Qualcomm, входили в топ-10 в прошлом году. Amazon осталась за пределами десятки, поднявшись в 2020 году на 11-е место с 15-го в 2019 году.

В целом свои позиции в рейтинге повысили компании — производители электронных компонентов и техники. Так, Sharp (32-е место в рейтинге) увеличил количество своих патентов на 22%, а Taiwan Semiconductor (6-е место) — на 18%. Huawei, единственный представитель Китая в американском топ-10 (9-е место), зарегистрировал на 13% больше патентов в 2020 году.

Потеряли позиции бизнесы, работающие с двигателями внутреннего сгорания (General Motors), и нефтегазовый сервис (Halliburton). В то же время южнокорейский автопроизводитель Kia Motors вошел в число 19 компаний, которые нарастили объем патентов за последние 12 месяцев. При этом Kia продемонстрировала самый серьезный рывок вперед — на 31%: с 921 патента в 2019 году до 1322 в 2020 году. Благодаря этому компания переместилась с 41-го на 24-е место.

Что патентуют? Технологии-лидеры

Наибольшая патентная активность в США в 2020 году наблюдалась в категории G06F, которая охватывает цифровую обработку данных. Второй по объему новых патентов стала передача цифровой информации (CPC H04L). Полупроводниковые приборы, электрические твердотельные устройства (H01L) и беспроводные сети связи (H04W) также значительно выросли в 2020 году.

Самые быстрорастущие глобальные технологии оказались связаны с областью биокомпьютеров, которая в среднем ежегодно росла на 67% в течение 2016–2020 годов. Расширилась область агротехнологий и селекции растений, машинного обучения, квантовых вычислений, автопилотов / навигации для транспортных средств и 3D-печать.

Патентные «бои» в ранее привлекательных сегментах — технологий разведки, добычи и транспортировки нефти — уходят в прошлое — Сергей Матвеев

«Этот анализ, с одной стороны, показывает, кто и на чем собирается зарабатывать ближайшие три-пять лет, а с другой — куда были направлены инвестиции и усилия исследователей и инженеров последнее десятилетие. Это, безусловно, три группы поддерживающих, базовых технологий: машинное обучение и рост вычислительных мощностей, системы передачи данных, материалы и производственные технологии, в первую очередь 3D-печать», — считает Сергей Матвеев.

«Еще более стремительный рост патентования наблюдается даже не здесь, а в других, вероятно, более близких потребителю сегментах. Давайте посмотрим на итоги несколько шире. Во многом быстрый рост патентования в отдельных сферах отражает запросы общества, человеческие потребности и показывает «градус конкуренции». Здесь итоги вполне очевидны — максимальное делегирование машинам рутинных, в том числе производственных процессов, максимальная эффективность агробизнеса. А за этим очевидно желание получить больше свободного времени, но совсем неочевидно, куда его потратить», — отмечает Сергей Матвеев.

Эксперт уверен, что подобные рейтинги очень полезны, чтобы объективно оценивать конкурентоспособность и отдельных компаний, и целых экономик, ведь патентные права — это актуальный и действенный механизм защиты собственного рынка или освоения новых. «Про Россию пока уверенно можно сказать, что фокус конкуренции и у нас смещается в «цифру». Патентные «бои» в ранее привлекательных сегментах — технологий разведки, добычи и транспортировки нефти — уходят в прошлое», — резюмирует Матвеев.


Fairview Research / IFI CLAIMS Patent Services — официальный источник первичных патентных данных для Google Patents, крупнейших патентных офисов мира, банков и технологических компаний, входит в портфельную компанию Digital Science Global. Штаб-квартира IFI находится в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, а вспомогательный офис — в Барселоне, Испания.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+