К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
IPQuorum

«Наша платформа — это eBay для интеллектуальной собственности»

«Наша платформа — это eBay для интеллектуальной собственности»
Повсеместный переход на цифровые сервисы изменил в том числе и культуру потребления аудио- и видеоконтента. Что сейчас происходит на музыкальном B2B-рынке и с правами на интеллектуальную собственность? Мы обсудили эту тему с Валерией Брусникиной, управляющей IT-портфелем ассоциации IPChain и руководителем проекта IPEX, биржи, которая позволяет авторам и правообладателям монетизировать свои произведения или изобретения, находить покупателей и заключать выгодные контракты.

Можно ли эффективно управлять своими правами на произведения в цифровую эпоху? 

Первая проблема — мало кто из создателей креативного контента понимает, что они работают с интеллектуальной собственностью и ею, как и любым другим ценным активом, нужно грамотно управлять. Это относится не только к стартаперам, но и к блогерам, разработчикам софта, дизайнерам, музыкантам и другим представителям творческих, инновационных и технологических профессий. Нормы управления IP, защиты авторских прав и другие аспекты прописаны в Гражданском кодексе РФ, но он сложен для восприятия. Поэтому мы и видим ситуацию, в которой без посторонней помощи — юристов, консультантов и других посредников, — мало кто знает, как монетизировать свое творчество.

Цифровизация также несет с собой масштабные изменения с точки зрения творчества и его распространения. Ежегодно растет число интернет-пользователей и количество создаваемого ими контента, соответственно, увеличивается и оборот прав. Только представьте, в 2014 году в сети было 2,4 млрд активных юзеров, а в 2020-м — уже 4,54 млрд, это больше половины всего населения Земли. Ежесекундно на YouTube загружают свыше 500 минут видео, а на Spotify — около 46 треков.

Объемы интеллектуальной собственности в сети исчисляются триллионами гигабайт, причем сюда относятся не только музыка, фильмы или рисунки, но и изобретения, элементы дизайна, программы и даже персонажи игр.

И у каждого отдельного объекта есть свой автор, который имеет право им распоряжаться по своему усмотрению: продавать, передавать во временное использование, ограничивать доступ и т. д.

Любая сделка с такими объектами всегда сопряжена с длительными и, как следствие, дорогостоящими процессами: поиск пользователя, проведение переговоров, проверка прав и объектов для подтверждения чистоты сделки, подготовка лицензионных договоров, закрывающих документов, контроль оплат и условий договора, отгрузка контента. Возьмем музыкальную индустрию, в которой оборачиваются произведения, исполнения или фонограммы. Нужно выбрать способ их охраны, на который влияют многие факторы, включая обстоятельства создания, тип объекта и цели, которые преследует автор или правообладатель. Все эти аспекты тесно взаимосвязаны, и важно сделать так, чтобы авторы могли комплексно, на своих условиях фиксировать, защищать и монетизировать свои произведения. Из-за того, что и создание, и использование контента переместились во многом из реальной жизни в виртуальную, должны создаваться особые инструменты для работы с ними — цифровые сервисы для IP.

Какие существуют платформенные решения или сервисы, упрощающие взаимодействие профессиональных участников рынка между собой? 

На рынке есть много разных сервисов для IP — сервисы для фиксации прав о креативных продуктах, защиты контента от неправомерного использования, доставки «до витрин». Каждый сегмент творческой экономики строит свои системы депонирования программного кода или музыки, сайты для сделок с музыкальными битами или фотографиями. Однако инструментов диджитал-монетизации мало, платформ — совсем нет.

При этом только инфраструктурный подход может позволить участникам рынка обмениваться полной информацией о правах.

Например, в блокчейн-реестре IPChain хранятся все данные о жизненном цикле креативного продукта — от его создания до монетизации.

Это существенно упрощает решение конкретных задач игроков рынка: очистку прав, заключение сделок, защиту продуктов и т. д. В свою очередь, IPEX объединяет тех, кто создает контент и владеет им (авторов музыки, сценаристов, программистов), и тех, кто использует объекты IP (телерадиокомпании, производителей компьютерных игр, рестораны, магазины).

Получается, что платформа IPEX дает безграничные возможности для оборота любых видов и форм объектов корпоративного и индивидуального творчества. Это новый инструмент, позволяющий создателям, авторам, владельцам и пользователям эффективно применять и монетизировать свои объекты, а также пополнять каталоги, искать новый, интересный контент и совершать сделки в различных юрисдикциях.

Вы ориентировались при ее создании на какие-то зарубежные аналоги? 

Мы анализировали мировой опыт и обнаружили, что не существует подобного системного инструмента для совершения сделок с любыми видами интеллектуальной собственности. А нужна была именно площадка для глобального оборота объектов IP, ведь в бизнесе они перетекают из одной индустрии в другую. Сегодня автор написал музыку, а завтра она попала в кино, компьютерную игру, мягкую игрушку или проигрыватель на борту самолета.

Важно отметить, что креативные индустрии очень прагматичны. Поэтому при разработке всех наших инструментов мы в первую очередь опираемся на конкретные запросы и «боли» игроков рынка. IPEX полностью автоматизирует процесс покупки и продажи IP: она позволяет найти объект, проверить авторство, согласовать условия сделки, подписать договор и оплатить его. Раньше для этого необходимо было задействовать огромное количество людей — менеджеров, юристов, бухгалтеров, контролеров по исполнению договора. Сейчас при подписании контракта нужен всего один компетентный человек с каждой стороны — от продавца и покупателя.

В чем преимущество цифровых платформ перед старым «аналоговым» рынком?

Главное преимущество IPEX — существенная экономия времени и ресурсов. IPEX позволяет покупать и продавать без посредников, быстро, безопасно и, что не менее важно в наше время, дистанционно. Также IPEX — один из узлов инфраструктуры доверия IPChain. Сведения обо всех сделках на платформе попадают в распределенную сеть IPChain в универсальном, стандартизированном виде, где заменить и фальсифицировать невозможно.

Первая сделка на платформе произошла между «Студией СОЮЗ» и сервисом FONMIX — это была покупка вирусного трека, и она заняла всего девять минут. Мы видим отклик музыкальной индустрии: такой продукт, как IPEX, долго ждали. Нашей задачей было дать правообладателям другой мир — цифровой, простой и удобный, своего рода eBay для интеллектуальной собственности.

Платформа будет работать только для сделок по России или по всему миру?

Сейчас сделки на платформе заключаются по законодательству РФ, но уже завтра типы объектов и юрисдикции будут расширяться. На IPEX можно будет осуществлять трансграничные сделки, продавать и покупать не только музыкальные объекты, но и аудиовизуальные (кино, клипы, мультфильмы), тексты, фотографии, 3D-модели, программы ЭВМ, товарные знаки.

Кто ваша целевая аудитория? На какие индустрии в первую очередь рассчитана биржа?

IPEX начала с музыкальной индустрии, так как она одна из ключевых на рынке, во всяком случае, по количеству сделок. Сейчас наша основная аудитория — это те, кто создает и владеет контентом: авторы, создатели, правообладатели, в том числе создатели user-generated content. При разработке проекта мы консультировались с «якорными» потенциальными клиентами, ведь нам важно, чтобы биржа была удобной для них. На презентации IPEX присутствовали представители ключевых игроков музыкальной индустрии: Warner Music Russia, Sony Music в России, Universal Music Russia, Zhara Music, Первое музыкальное издательство, Национальное музыкальное издательство, «Студия СОЮЗ» и Soyuz Music, United Music Group, CD Land Contact и др. Они демонстрируют интерес к платформе, загружают свой контент и дают обратную связь. Вторая часть аудитории — покупатели, все, кому нужна музыка для бизнеса (телерадиокомпании, производители кино, рекламные агентства и группы, производители компьютерных игр и многие другие).

Предположим, человек создает биты, сэмплы — элементы музыкальных композиций. Как IPEX поможет ему заработать на контенте?

Точно так же, как и другим создателям и авторам. Бит, сэмпл — это то, из чего может создаваться музыка, большая часть которой в наши дни пишется на компьютере. Автор может загрузить свой элемент на платформу, и если другие музыканты заинтересуются им, то купят. Сейчас даже можно купить гитарную партию какой-то известной песни и использовать ее для своей композиции.

Каков юридический статус платформы? Выступает ли она гарантом сделки?

С юридической точки зрения IPEX — это техническая платформа, которая обеспечивает сделку, предоставляет инфраструктуру. При этом договор заключается исключительно между продавцом и покупателем контента напрямую. Для гарантии юридической чистоты сделки на платформе IPEX реализованы механизмы проверки сторон сделки, а также объектов (цифровой антиплагиат), а для обеспечения финансовой безопасности — контроль поступления денежных средств от покупателя к продавцу. IPEX получает фиксированный процент от каждой сделки, но при запуске платформы мы приняли решение, что комиссия IPEX до 2021 года будет составлять 0%, то есть все сделки будут проводиться на платформе бесплатно.

Как IPEX будет связан с другими сервисами экосистемы IPChain?

Вне зависимости от того, в каком сервисе IPChain зарегистрировался пользователь, с тем же паролем и логином он может использовать и другие сервисы, платформы и экосистемные решения. Предположим, сегодня вы задепонировали свой объект в n’RIS, а завтра можете отправить его в FONMIX или продать на IPEX. Смысл в том, что IPChain — это единая инфраструктура, где правообладатель может управлять своим творчеством — продавать, покупать, защищать от незаконного использования, получать займы под свое произведение. В конечном итоге креативные продукты смогут беспрепятственно перемещаться между разными индустриями с сохранением должного уровня защиты для правообладателей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+