К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
IPQuorum

Сергей Дутов: «Устойчивое развитие становится ценным активом и частью бизнеса»

Сергей Дутов: «Устойчивое развитие становится ценным активом и частью бизнеса»
Фонд «Сколково» запускает конкурс для включения стартапов в глобальную повестку. Международная программа инновационных проектов «Глобальный вызов — Искусственный интеллект для Целей устойчивого развития» призвана показать миру решения российских стартапов в области ИИ.

Заявки на конкурс проектов принимаются до 18 августа включительно. Жюри программы возглавит председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. Почему стартапам нужно разбираться в повестке устойчивого развития, какие страны ждут неожиданных российских решений и как искусственный интеллект решит проблемы Мирового океана?

Цели устойчивого развития — это 17 пунктов, сформулированных Организацией Объединенных Наций до 2030 года. В списке проблем, которые надо решить: нищета, голод, образование, использование водных ресурсов, экономический рост, рациональное потребление, изменения климата и другие.

Партнером номинации «Цель №14 — сохранение морских экосистем» первого этапа конкурса стала российская научно-исследовательская компания «Морские Инновации», которая специализируется на разработке новых технологий в сфере волоконно-оптических, сенсорных, гидро- и сейсмоакустических и информационных технологий, применяемым в гражданской морской технике.

Следующие этапы программы пройдут в сентябре-ноябре 2020 года. В это время будут проходить индивидуальные консультации стартапов с менторами, акционерами крупнейших IT-компаний, международные бизнес-миссии (в онлайне), акселерационная программа развития продукта и образовательная программа VUCA MBA с участием российских технологических компаний из числа партнеров IT-кластера Фонда «Сколково». Проекты-участники получат возможность больше узнать о рынках Швейцарии, Китая, Сингапура, ЮАР, США.

По итогам конкурса разыграют пять грантов на участие в акселерационной программе IT-кластера Techexplorer. Подробнее о конкурсе Forbes рассказал директор по развитию и индустриальным партнерам IТ-кластера Фонда «Сколково» Сергей Дутов.

— Сколько всего номинаций в программе?

— Сейчас мы объявляем о первой — по направлению «Сохранение морских экосистем», планируем включение новых номинаций постепенно. Мы не хотим размывать фокус технологических компаний и предлагать сразу много направлений. Кроме того, основная идея проекта — кросс-индустриальность. Мы хотим показать, что одни и те же технологии могут использоваться в совершенно разных индустриях и открывать новые рынки для стартапов. На старте мы специально делаем фокус на морских инновациях, одной из самых тяжелых и закрытых для стартапов отраслей. Для многих компаний неочевидно, что их технологии применимы в морской индустрии. Они не знают, какие там задачи, наши партнеры помогут их прояснить.

— А какие задачи могут быть сейчас для стартапов в морской технике? 

— Есть проект ЮНЕСКО Seabed-2030 по оцифровке дна Мирового океана. Сегодня у человечества есть детальная карта лунной поверхности, но нет детальной карты океанского дна. Цифровой двойник Мирового океана поможет принимать взвешенные решения по использованию водных ресурсов, марикультуре, навигации. Многие бизнес-задачи этой индустрии завязаны как раз на инфраструктуру, цифровую модель. Во многих отраслях цифровые модели стали стандартом, а в морском деле пока есть чистый лист, который планируется заполнить данными как раз к 2030 году.

У наших компаний есть хороший технологический задел для решения этой проблемы. Компании, которые занимаются машинным зрением, могут использовать свои технологии для анализа сигналов с датчиков морских судов, поведения рыб, рыбного промысла, структуры дна, поиска затонувших кораблей и чего угодно. Новые рынки могут появиться один за другим сразу после появления цифровой модели океанского дна.

— Как и когда новые номинации будут включены в проект? 

— Мы ведем переговоры еще с четырьмя потенциальными партнерами о курировании отдельных целей-номинаций. Это действующие партнеры Фонда «Сколково»: ключевые банки страны, крупные IТ-компании. Все они заинтересованы в развитии специфических сфер: образования, умных городов, использования ресурсов суши. Они смогут ставить стартапам конкретные специализированные задачи в контексте целей ООН.

Мы планируем делать эту программу ежегодной и регулярно обновлять карту российских кейсов в области целей устойчивого развития, которая будет сформирована в 2020 году. В итоге у нас появится четкий «мануал»: с чего начать компаниям в тех или иных отраслях, какие есть проверенные технологии, которые прошли отбор авторитетным жюри.

— Какие из 17 целей устойчивого развития вызывают наибольший интерес у стартапов? 

— Есть три самых популярных направления: образование (цель №4), здравоохранение (цель №3), устойчивые города (цель №11). Выбор понятен: это базовые потребности людей, их проще коммерциализировать, найти заказчика в лице конечного потребителя, бизнеса или государства. В этих направлениях работают все три модели.

Такие направления, как борьба с изменением климата, морские экосистемы или чистая вода, предполагают исключительно В2G-рынки, реже В2В-рынки. Они выпадают из поля зрения технологических компаний, но потенциал этих рынков огромен. Поэтому мы хотим привлечь внимание к разным направлениям.

— Второй этап проекта предполагает международные бизнес-миссии в режиме онлайн для проектов, готовых к выходу на рынки Швейцарии, Китая, Сингапура, ЮАР и США. Чем вы сможете помочь компаниям на этих рынках?

— Миссии будут состоять из трех направлений. Первое — местная государственная поддержка. В каждую из стран мы заходим при поддержке местных ассоциаций по развитию международных бизнесов, стартапов. Второе направление — крупнейшие компании региона, то есть знакомство с локальным бизнесом. По третьему направлению мы привлекаем местные бизнес-школы. Они будут представлять свои страны для наших проектов, рассказывать про очевидные ошибки при выходе в конкретный регион и лучшие практики в той или иной стране. Мероприятие будет трехдневным, и каждый день будет посвящен одному из направлений.

— Вы много общаетесь со стартапами. Многие ли из них знают, что такое устойчивое развитие и 17 целей? Как вы питчите стартапы на эту тему?

— Основная цель «Сколково» вообще — увеличение выручки стартапов, в том числе международной. Поэтому мой основной питч: устойчивое развитие — это дополнительная возможность бизнес-девелопмента с крупными корпорациями. Однако среди стартапов аббревиатуру ЦУР не знает практически никто.

Цели ООН определены до 2030 года. И благодаря им даже при текущих операционных сложностях у компаний есть шанс не потерять стратегические цели и вектор развития, улучшить международное позиционирование. Одна и та же компания может делать технологию компьютерного зрения для пропускных систем предприятий и, изменив позиционирование, использовать ту же технологию для бесконтактного контроля доступа по снижения заболеваемости вирусными инфекциями. Компания получает новых клиентов. Технология одна и та же, но можно продавать ее как пропускную систему или как способ снижения заболеваемости сотрудников компании.

— А если зайти с другой стороны: насколько серьезно корпорации, по вашим ощущениям, смотрят в сторону устойчивого развития? Для кого-то, вероятно, это лишь маркетинговые ходы…

— Сегодня это ключевой вопрос, который поднимают акционеры бизнеса. Каждая компания отвечает на него индивидуально и по-разному. Но международных компаний, которые развиваются десятилетиями и не считают устойчивое развитие важным, вы не найдете. Каждая компания смотрит на устойчивое развитие по-своему: акцент может быть на взаимоотношениях с локальным комьюнити или на защите окружающей среды. Это внутреннее решение каждой корпорации, поэтому универсального ответа на этот вопрос нет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+