К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
IPQuorum

Момент истины: какой помощи от государства ожидают креативные индустрии

Момент истины: какой помощи от государства ожидают креативные индустрии
Креативный сектор экономики, как и другие, оказался в тяжелой ситуации. Его потери, по оценке Российского союза промышленников и предпринимателей, за весну-лето 2020 года могут превысить 120–150 млрд рублей. Однако способы компенсировать разрушительные последствия есть, считают представители творческих индустрий.

«Для нашей страны креативный сектор — один из приоритетных, это фактически «легкие» новой экономики, — подчеркивает Игорь Вдовин, вице-президент РСПП. — Поэтому мы обязаны включить весь имеющийся у нас административный и финансовый ресурс для оказания всесторонней поддержки креативным индустриям. В противном случае мы рискуем лишиться уникальной, быстрорастущей, движущей экономику силы». Комитет РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке и Комитет по интеллектуальной собственности и креативным индустриям тщательно проанализировали ситуацию. И совместно с представителями разных сегментов креативной индустрии — инжиниринга, архитектуры, музыки, кино, анимационного производства, моды, дизайна и других — разработали 20 мер поддержки. Все они описаны в письме президента РСПП Александра Шохина, адресованном председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.

«Предложения учитывают прогнозируемую трансформацию рынков и переход к потреблению значительного объема творческого контента в онлайн-формате, они направлены на концентрацию талантов для решения важных национальных задач: вовлечение культурного наследия в современную экономику, создание комфортной городской среды, использование искусственного интеллекта и машинного обучения для защиты прав творцов», — отмечается в этом обращении. Сработает ли предложенная стратегия? Времени для того, чтобы это выяснить, не так много, говорят участники рынка. И строят прогноз на случай маловероятного, но негативного сценария развития событий. По словам члена Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игоря Намаконова, если креативные предприниматели не получат поддержку, им придется рассчитывать только на себя, что в сегодняшних условиях почти невозможно. И тогда последует катастрофический откат. Кто-то в конечном счете выкрутится, найдет новые возможности, переформатирует взаимодействие с рынком и соберет свои бизнесы заново, хотя и не факт, что на территории России. В том числе и поэтому помощь должна прийти вовремя. При этом представители креативных индустрий нуждаются не только и не столько в финансовой поддержке, сколько в устранении законодательных и административных барьеров.

Как ощущает себя отрасль сегодня и какие первоочередные меры смогут реально поддержать креативное предпринимательство? Объясняют эксперты в области авторских прав, представители кинобизнеса, креативного образования, выставочного рынка, профильных фондов.

«Креативные индустрии столкнулись с вызовом, превышающим их возможности»

Андрей Кричевский, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям:

— Креативные индустрии, да и малый бизнес в целом, — едва ли не главные пострадавшие от непредвиденных и вынужденных ограничений. А ведь именно в этом сегменте закладывались основы здоровой, сильной и самостоятельной экономики. Креативные индустрии ничего не просили у государства, рассчитывали только на себя. Но сегодня они столкнулись с вызовом, который по масштабу превышает их возможности. Ответить на него без системной консолидации усилий самих индустрий, государства, изменения законодательства, то есть изменения той институциональной среды, где появлялись и продолжают появляться конкурентные продукты, невозможно. Творческие люди, компании и отрасли, которые они создают своим интеллектом и трудом, как никогда ждут от власти ответственного отношения к креативному потенциалу страны.

«Нужна поддержка для тех, кто готов бороться дальше»

Денис Щукин, директор фонда «Креативные практики»:

— В период заморозки экономики у креативных индустрий есть как преимущества по сравнению с другими отраслями, так и критические уязвимости. С одной стороны, участники рынка — дизайн, медиа, коммуникации — уже привыкли к дистанционной работе, они прочно укоренены в онлайн и меньше зависят от ресурсной базы. В более выигрышном положении находится и сфера IT — она гибкая, лишенная излишней инертности, и период выхода из кризиса будет наиболее коротким. С другой стороны — продукт креативных индустрий связан с ценностями, от которых потребитель в кризис отказывается в первую очередь. Для бизнеса в целом спасением могут стать прямые дотации и внятная дополнительная мотивация для тех предприятий, которые не только готовы бороться дальше, но и принципиально ориентированы на выполнение социальной функции — стремятся сохранить рабочие места и вкладывают собственные ресурсы, чтобы устранить последствия пандемии. Что касается специфических мер поддержки для креативных предприятий, то прежде всего необходимо ввести в законодательство само понятие «креативные индустрии». А вместе с этим сформировать инструменты мониторинга соответствующих отраслей, оптимизации работы с авторскими/интеллектуальными правами, создать инфраструктуру для креативного бизнеса.

«Кинокомпаниям поможет их включение в перечень МСП»

Федор Бончарчук, актер, продюсер кино и телевидения, режиссер:

— Существенной помощью для кинокомпаний сегодня может стать их включение в перечень малого и среднего предпринимательства, подобным статусом они сейчас не обладают лишь потому, что в состав их учредителей входят не только физические, но и юридические лица с долей владения более 50%. Общее снижение ставки страховых взносов для всех, вне зависимости от наличия статуса МСП и учредительного состава, — это шаг в сторону выравнивая ситуации в кинобизнесе. Так появится возможность снижения налоговой нагрузки, а также сохранения рабочего коллектива в этих компаниях.

«Мы не можем себе позволить потерять связь с аудиторией»

Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод», президент Фонда «Винзавод»:

— Ситуация, в которой мы находимся, коснулась всех без исключения, вне зависимости, говорим мы о частном Центре современного искусства «Винзавод» или о государственных институциях. Но для нас с первых минут наступления кризиса стало очевидным главное, а именно: сохранение «Винзавода» как центра современного искусства, наших резидентов и нашей миссии как фонда — поддержка современного российского искусства.  Мы пока не планируем сокращение финансирования программ, хотя скорректировали сроки реализации части проектов. Конечно, в мерах, принятых нами, входят и скидки, и отсрочки платежей для резидентов и арендаторов центра. Кроме того, мы подключили наши информационные ресурсы для поддержки арендаторов, запускаем новые проекты в онлайн. И здесь мы не исключение. Думаю, все обратили внимание на активность культурных институций онлайн. Для нас огромное значение имеет связь с аудиторией, которую мы не можем себе позволить потерять из-за кризиса. Безусловно, нам не хватит своих сил, необходима поддержка города, поэтому мы находимся постоянно на связи с городом по вопросу мер поддержки. Например, одна из мер — это замена налога на добавленную стоимость на налог с продаж на конечный продукт или услугу. Обсуждаем освобождение от уплаты налогов на стадиях, когда у создателей продукта недостаточно средств для приобретения и регистрации прав и, соответственно, максимально велики риски вывода продукта на рынок. Весь список, надеюсь, в ближайшее время будет доступен публично и принят в максимальном объеме. Вообще, пока мне сложно оценить все минусы, но работы прибавилось. Прогнозировать сегодня рискованно, хотя мало кто будет спорить с фактом, что впереди нас ждут непростые вызовы. Надо быть готовым реагировать еще быстрее и наращивать свои профессиональные компетенции уже сейчас.

«Важны кредиты на бизнес, поддержку экспорта, акселерационные программы»

Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University:

— По последним данным, креативные индустрии составляют 0,5% в ВВП страны. Это очень мало. Если сейчас не поддержать малый и средний бизнес, в особенности ИП и самозанятых — именно они составляют ядро проектной деятельности, — то мы рискуем их потерять и пережить очередную утечку мозгов. Творческие специалисты будут уезжать туда, где созданы более благоприятные условия для ведения бизнеса для креативных индустрий и где есть поддержка государства: в Германию, считающую креативную экономику приоритетной, во Францию, где зарегистрированные креативные специалисты могут получить от города грант (процент от их дохода от своей деятельности за прошлый год). Поэтому сейчас важны льготные кредиты — на бизнес, на образование, поддержку экспорта, акселерационные программы по созданию новых бизнесов, для привлечения инвесторов. Также нужна помощь в реализации продуктов и услуг на международном рынке.

«Как можно быстрее привести законодательство в соответствии с реальностью»

Анатолий Семенов, председатель правления, директор некоммерческого партнерства «Сообщество пользователей авторских и смежных прав» (НП «СПАС»), общественный советник федеральной антимонопольной службы России:

— Политика — искусство возможного. Именно в условиях чрезвычайной ситуации вдруг возможно разрешить давно назревшие, застойные явления в сфере интеллектуальной собственности. В частности, есть проблема, связанная с реформой структуры и деятельности Роспатента. Проблема связана с конфликтом интересов при оспаривании его собственных решений (таких как предоставление охраны патентам, товарным знакам и других) внутри самой организации, да еще с правом его руководителя немотивированно не согласиться с решением коллеги по патентным спорам и отправить дело на новое рассмотрение. Поэтому критично важно передать Патентную палату из введения Роспатента в Минэкономразвития России. Кроме того, давно назревшей является проблема отражения реальной ситуации с использованием объектов интеллектуальных прав в пространстве интернета. Вознаграждение получают офлайн-объекты — театры, кинотеатры, концертные агентства, телевидения, рестораны. А все игроки, находящиеся в онлайн-пространстве, зарабатывают на объектах авторских прав и не отчисляют вознаграждение. Необходимо как можно быстрее привести законодательство в соответствие с реальностью. Комплекс мер поддержки креативных индустрий вкупе с устранением устаревшей и вредной регуляторики как никогда будет востребован сферами интеллектуального бизнеса и творчества — для придания импульса развития креативным индустриям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+