К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время учиться: как вузы, колледжи и бизнес готовят профессионалов будущего

Конференция «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего». Фото: Артём Сучков
Конференция «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего». Фото: Артём Сучков
Образование обоснованно считается кадровым фундаментом любой отрасли экономики и благосостояния общества в целом. Справляется ли высшее образование с вызовами современного мира в условиях турбулентности? Как бизнесу строить эффективные отношения с образовательными учреждениями, чтобы в компании приходили подготовленные люди? Как будет идти конкуренция за сотрудников в условиях их дефицита и что бизнес может сделать уже сейчас? Эти вопросы и проблемы обсуждались на конференции «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего», которую провели FCongress и Forbes Education.

Переоценка ценностей

Высшее образование не всегда успевает за трендами и потребностями общества в целом и бизнеса в частности. Поэтому в последние годы особенно активно обсуждаются изменения в высшем и среднем профессиональном образовании. На сессии «Трансформация: какое высшее образование нам нужно» особенно горячие споры шли о том, каким должно быть образование, какие навыки должны получать студенты, чтобы преуспеть в будущем, каких выпускников ждет бизнес. 

Каждый год российский Forbes публикует рейтинг 100 лучших университетов России. По словам Юлии Черепановой, директора Forbes Education, важный компонент этого рейтинга — опрос работодателей. Компании отвечают на вопросы, каким вузам доверяют, выпускников каких вузов считают наиболее подготовленными. Все большее число работодателей отмечают не только вузы, но и колледжи, или вообще пишут, что высшее образование соискателей им не так важно, важнее индивидуальные особенности человека.

Проректор Высшей школы экономики, директор и заведующий лабораторией исследования рынка труда Сергей Рощин

Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики, директор и заведующий лабораторией исследования рынка труда, привел такие данные: в 2024 году количество выпускников средних профессиональных образовательных учреждений превысило количество выпускников вузов. А 60% девятиклассников пошли в колледжи, а не в 10-й класс. Денис Столяров, проректор по работе со студентами Сколковского института науки и технологий, уверен, что в целом высшее образование сильно меняется. В будущем будет исчезать разделение между средним и высшим. Важнее всего становятся компетенции, и учащиеся будут выбирать формат, который позволит им эти компетенции получить. Такой подход накладывает дополнительные требования к учебным заведениям — прежде всего они должны быть эффективными и соответствовать запросам времени.

Проректор по работе со студентами Сколковского института науки и технологий Денис Столяров

«Сейчас все больше крупных системных компаний перестают требовать обязательное высшее образование. Как будто это уже больше не является стандартом качества или обязательным критерием», — добавила со своей стороны Виктория Хаба, вице-президент по HR и организационному развитию группы компаний «Аквариус».

Вице-президент по HR и организационному развитию группы компаний «Аквариус» Виктория Хаба

Высшее или профессиональное?

«Мы вступили в совершенно новую модель существования российской экономики, потому что до этого жили в ситуации, когда у нас хватало людей», — констатировал Сергей Рощин. Изменившаяся демография сильно повлияет на образовательный и профессиональный ландшафт. Второй важный момент, по мнению Рощина, —  высшее и среднее профессиональное образование очень неоднородно: «Нет никакого единого высшего образования в стране. Есть полностью тупиковое образование, которое не востребовано, не нужно, а есть очень востребованное, очень качественное».

Марк Розин, управляющий партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг», отметил, что не видел более консервативной среды, чем университеты. Мир и технологии меняются быстрее, чем образовательная среда. «Для профессорско-преподавательского состава многих вузов основная ценность — это сохранение тех традиций, которые они помнят. Использование других подходов к выстраиванию образовательного процесса вызывает исключительное сопротивление», — пояснил Розин. 

Главный вопрос для всех экспертов в этой сфере — как образовательная среда должна реагировать на быстрые изменения и вызовы, в том числе на рынке труда. Многие говорят о том, что 5–7 лет высшего образования — слишком высокий расход ценного ресурса: зачастую достаточно меньшего количества времени, чтобы освоить профессию. По мнению Сергея Рощина, образование должно соответствовать запросу развивающихся технологий или развивать эти технологии в обществе, в экономике. «Важно сочетание фундаментального и специфицированного знания, метакомпетенций и тех навыков и знаний, которые потом можно наращивать, — сказал Сергей Рощин. — Те, кто занимается образованием профессионально, понимают, что за два года это не формируется. Надо ли для этого пять? Скажу, что во многих ситуациях необязательно».

Эксперты уверены, что чем динамичнее меняется и развивается мир, тем важнее именно метакомпетенции, а не конкретные знания. «Потому что знания быстро устаревают, а метакомпетенции остаются. Метакомпетенции — они относятся и к тому, что можно назвать hard skills, таким навыкам, как искать, анализировать информацию, создавать концепции», — добавляет Марк Розин. Перед современными вузами стоят новые задачи — помогать студенту определиться с целеполаганием и планированием в будущем, создавать систему наставничества, развивать востребованные «мягкие навыки». «Очень важно, чтобы студенты были максимально междисциплинарны», — подчеркнул Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University, директор Московской школы современного искусства. 

Ранняя цена: как бизнесу и образованию начинать строить отношения

По прогнозу экспертов, уже к 2030 году страна окажется на дне демографической ямы, а бизнес столкнется с нехваткой новых соискателей и сотрудников. А значит, перед работодателями встают новые задачи — находить, поддерживать и мотивировать выпускников из вузов и сузов в условиях ограниченных ресурсов. 

Сергей Рощин уверен, что бизнесу надо активно действовать и знакомиться с выпускниками не на ярмарке вакансий в момент подписания диплома, а гораздо раньше. Нужно создавать партнерские программы, внедрять элементы корпоративного обучения, выстраивать взаимоотношения с педагогами, инвестировать усилия своих коллег-специалистов, чтобы они преподавали и вели проектную деятельность в вузах. 

Он предложил работать с теми университетами, которые готовы погружать проектную деятельность в основное тело образовательных программ, освобождая место под это в других программах. 

О том, как бизнесу выстраивать кадровую и социальную политику, чтобы получать квалифицированных сотрудников, говорили участники сессии «Бизнес и образование. Успешные практики сотрудничества». 

Виктория Хаба, вице-президент по HR и организационному развитию группы компаний «Аквариус» и модератор сессии, заявила, что связка «бизнес и образование» должна работать эффективнее, а для этого бизнес должен приходить в вузы. Желательно делать это еще раньше — на уровне школ. «Развивать нужно и сферу, и бренд компании, — пояснила она. — Для совершенствования прорывных технологий в будущем нужно вкладывать в развитие людей уже сейчас». 

Денис Столяров, проректор по работе со студентами Сколковского института науки и технологий (Сколтех), согласился, что чем раньше студент попадает в потенциальную экосистему компании, чем больше ему уделяется внимания, тем лучше. Для компании эти форматы поиска, привлечения, удержания сотрудников в ближайшие годы станут дороже, потому что они должны быть более индивидуальными. Но других вариантов уже нет — людей на рынке труда будет все меньше. 

Еще одна сложность — острая нехватка преподавателей, особенно в региональных вузах. Современные педагоги уходят из образования на свободный рынок за более высокими зарплатами. По словам Сергея Марданова, заместителя генерального директора по развитию бизнеса SR Space, удержать их возможно только усилиями со стороны компаний, которые заинтересованы в выпускниках вузов. Так, многие международные компании выделяют своим сотрудникам дни, когда они могут работать в вузе и при этом продолжать получать свою зарплату. Марданов, в прошлом директор по связям с университетами Mail.ru Group (с 2021 года VK), сослался на ее пример: компания одной из первых стала открывать собственные программы в крупных российских вузах, создавая и полноценные образовательные курсы. Совместно с другими технологическими компаниями Mail.ru Group проводила выездные «Дни IТ-знаний» в школах, вместе с «Яндексом» и «Сбером» — профориентационный курс «Урок цифры» для детей начиная с 1-го класса. Создавая интересный и полезный контент, можно вовлечь как школьников, так и родителей. 

Образовательный маршрут

Отношения вузов и бизнеса стали особенно активно меняться в последние годы. По словам Дениса Столярова, еще в 2010 году многие компании не знали, как зайти в вуз, производственная практика была формальностью. Спустя 14 лет наблюдается совершенно другая картина — огромное количество стажировок, очень серьезные программы высокого уровня. 

При этом есть две проблемы: талантливые студенты часто не видят перспектив в продолжении учебы в магистратуре и аспирантуре и предпочитают рано выйти на работу, получить зарплату и комфортные условия в офисе. И хотя, по данным исследований, есть четкая корреляция между уровнем образования и зарплатой, студенты часто этой перспективы не видят и забывают про эту траекторию. «Я вижу в этом большой риск, прежде всего для наукоемких отраслей. Потому что пойти работать программистом — это классно, но не всем нужно. А можно продолжить обучение и, может быть, добиться значительно более высоких результатов, в том числе для той компании, но только через пять лет», — сделал сравнение Столяров. Задача бизнеса и университетов — удержать перспективных студентов и замотивировать их получить образование: «Они должны понимать свою целевую аудиторию, понимать, какие кадры им нужны, и выбрать оптимальный формат, чтобы этих людей подготовить наиболее эффективно и пригласить в компанию».

В Сколтехе стажировка уже встроена в образовательную программу. Есть трехуровневый гид для работодателя. На первом уровне компания может бесплатно прийти пообщаться со студентами. Следующий уровень — это когда компания приходит провести какое-то мероприятие, хакатон. Для бизнеса это своего рода тест-драйв студентов, возможность для всех посмотреть друг на друга более предметно. И третий — это совместные исследования, работа над научными или дипломными работами.

Частная аэрокосмическая компания SR Space плотно сотрудничает с вузами — Бауманским университетом, МАИ, МФТИ, организует стажировки. Сергей Марданов напомнил, что не только бизнесы с большим масштабом деятельности и бюджетами могут получить достойных студентов. У небольших компаний и даже стартапов тоже много плюсов. «Стартап — это динамичная молодая команда. Здесь есть поле для открытия себя», — пояснил он. 

Виктория Хаба рассказала, что людей в компании часто удерживают смыслы, цели, большие задачи. А на втором месте — программа наставничества. «Наставники помогают начинающим сотрудникам расти, они вместе учатся и работают бок о бок, это то, что удерживает людей в компании надолго. У нас более 80% стажеров и практикантов остается внутри компании», — поделилась она конкретными данными. 

Денис Столяров отметил, что региональным компаниям имеет смысл там же воспитывать аудиторию потенциальных сотрудников, начиная со школы, создавая возможности для обучения и знакомства с сектором. Именно по этому пути развиваются многие вузы, заинтересованные в том, чтобы строить отношения с бизнесом, — например, в Воронеже, Казани, Новосибирске, Владивостоке. 

Образовательные учреждения должны меняться, об этом единодушно говорят все эксперты, потому что вузы готовят людей к тому, что будет востребовано не сегодня, а завтра. «А что нужно завтра, сейчас никому не понятно. И поэтому особенно важно выстраивать коммуникацию с работодателями и теми компаниями, бизнесами, участниками рынка, которые строят стратегию на долгие годы и думают о будущем», — резюмировала модератор Виктория Хаба.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+