Спящий город под нашими ногами: что находят археологи на стройплощадках Москвы
Полная pdf-версия журнала Real Estate доступна по ссылке.
«Локация, локация и еще раз локация» — по этой формуле жил и живет элитный сегмент рынка недвижимости, она стоит в основе разработки проектов: место определяет уровень будущих резидентов клубного дома или ЖК. Но место определяет куда больше, поскольку содержит в себе не только потенциал, но и прошлое. Которое городские жители продолжают открывать для себя по мере работ, проводимых археологами и историками на стройках. Изучение «посланий веков» позволяет получить более полное и целостное представление о том, как формировалась культура быта наших предшественников. Forbes Real Estate опросил девелоперов с проектами в местах, хранящих тайны и клады, и собрал кейсы удивительных находок, которые, безусловно, ценны прежде всего с точки зрения истории. Иногда это горшочек с золотом, а иногда нетронутые культурные слои, отпечатки домов и улиц, казалось бы забытых — но нет.
Черепки и монеты
С XVII века у Кремля развивалась торгово-экономическая деятельность, открывались посольства, купеческие палаты, знаменитый Великий Посад. Именно оттуда пошли названия переулков: Ветошный, Рыбный, Хрустальный, где, кстати, за особые заслуги перед государством некоторые везунчики получали в дар не только поместья за городской чертой, но и, например, торговые места. Так, атаман Борис Каменное Ожерелье, сподвижник Минина и Пожарского, получил такое в Рыбном ряду (бизнесмены поймут, что это значило).
Когда после вывоза обломков гостиницы «Россия» строители начали готовить площадку под парк «Зарядье», нашли бревна, которые впоследствии сложились в избу. Продолжение археологических работ позволило обнаружить не только давно ушедшую под землю Великую улицу, ведущую в прошлом от Константино-Еленинской башни Кремля к пристани на Москве-реке, но и остатки еще нескольких срубов. Не говоря уже о сопутствующих артефактах — берестяной грамоте с отчетом одного из купцов о неудачной поездке в Кострому и о некоем разделе денег и, собственно, самих деньгах. В трех глиняных сосудах несколько веков ждали своего часа больше 20 кг серебряных монет периода, начавшегося во время княжения Ивана III (1462–1505 годы) и закончившегося восшествием на престол Михаила Романова в 1613-м. Пересчитав сокровища, ученые пришли к выводу, что на такие деньги можно было построить царские палаты.
Никольская улица всегда была символом Москвы — местом, где проживали состоятельные купцы и знатные горожане, определявшие облик столицы. Соединить нити прошлого и настоящего позволили итоги двухлетней работы археологов, обнаруживших на территории строительства жилого квартала класса deluxe Nicole от MR Group элементы каменных палат знатных родов Московского царства: князей Долгоруковых, Одоевских, Телятевских, бояр Шереметевых и Салтыковых.
Заселение этих частей города началось в XII веке, а плотная застройка возникла с середины XVI века. Найденные на участке площадью около 3000 кв. м артефакты подтверждают высокий статус Никольской улицы. Эксперты изучили сохранный культурный слой глубиной более шести метров. Работы проводило «Столичное археологическое бюро». Раскопки велись на территории Чижевского подворья, а также между Богоявленским, Старопанским и Большим Черкасским переулками, где появятся благоустроенные дворы нового ЖК.
Были найдены браслеты из стекла и металлические изделия, датируемые XII–XIII веками, фрагменты гончарной посуды, предметы повседневного быта, роскоши и военного дела, а также кладовый комплекс из погреба XVI века, в котором обнаружено более 30 бытовых вещей, включая железные ключи и замки. Хорошо сохранились также исторические пласты XVII и XVIII веков. Особую ценность среди находок представляет женское височное кольцо XII века, а также богатая коллекция печных изразцов XVII–XIX веков, которые в те времена были настоящей роскошью.
Характер и содержание археологических наслоений и включенных в них материалов зачастую позволяют уверенно проследить значимые события русской истории: освоение и заселение территории в XII–XIII веках, боевые действия и разрушения периода Смутного времени, укрупнение усадеб конца XVII века, начало массовой каменной застройки в городе на рубеже XVII–XVIII веков, обстоятельства великого пожара в Москве в 1812 году. После изучения и реставрации находки займут свое место в одном из музеев города.
Бесценные артефакты были обнаружены и на строительной площадке Sminex при подготовке к возведению клубных особняков «Ильинка 3/8» в 160 метрах от Красной площади. В Богоявленском переулке в ходе археологических работ нашли клады из медных и серебряных монет от 1790 года, медные нательные кресты XIV века, чернолощеный кувшин XVII века, оплетенный берестяными полосками. Здесь также «Столичное археологическое бюро» проводило раскопки и затем реставрацию перед тем, как передать найденное в музей. «Мы одалживали у них находки, чтобы показать на выставке «РRОреставрация» в 2023 году, после чего вернули все обратно бюро», — подчеркнула вице-президент по согласованию Sminex Самира Левшина.
Цветы и барсы
«Археологические раскопки — неотъемлемая часть девелоперского цикла, когда речь идет о строительстве в центре Москвы. И каждый девелопер, выбирающий для своего проекта участок в центре, понимает это и закладывает время и средства для выполнения этой процедуры», — говорит заместитель генерального директора VOS’HOD Евгений Якубовский. Компания реализует проект редевелопмента с реставрацией Центрального телеграфа на Тверской улице. Участок земли, на котором построено здание между Газетным и Никитским переулками, входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой «Белого города», XIV–XVII вв. н. э.» (достопримечательное место)» и выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой в границах города Москвы XVIII века (Камер-Коллежского вала)» (достопримечательное место)».
Специалисты Института археологии РАН установили, что глубина культурного слоя в исследуемых участках колебалась от 2,9 до 7,3 метра, верхняя часть напластований глубиной 0,3–2,2 метра приходилась на слои XX — начала XXI века. В ходе ряда изысканий обнаружили 576 артефактов XV–XVIII веков, все они переданы в Музей Москвы. Преимущественно были найдены разнообразные фрагменты кувшинов и горшков, печных изразцов, а также металлические предметы: булавка, столовый нож, несколько монет разных веков и осколок стеклянного сосуда, выполненный в технике миллефиори (разновидность мозаичного стекла с цветочным узором). Самые яркие и хорошо сохранившиеся экземпляры — поливной белоглиняный столовый горшочек и чернолощеная миска XVII века, обломок привезенного из Европы кувшина, несколько фрагментов белоглиняных голландских трубок XVIII века, а также фрагменты печных изразцов конца XVI века — декоративной перемычки с растительным орнаментом и лицевых изразцов с распространенным сюжетом «Барсы под пальмой», на которых изображены барсы, охраняющие древо.
Вот как комментирует значение этих артефактов заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев: «Находка осколка стеклянного сосуда, выполненного в технике миллефиори в Венеции или в мастерских, которые подражали ее высокому искусству, говорит о включенности Москвы в зону передовой художественной культуры эпохи Нового времени (наши туристы до сих пор покупают на набережных Венеции и ее островов стеклянные украшения, выполненные в этой технике). Прекрасный металл столового ножа напоминает о высоком уровне развития в стране железоделательного производства, изделия которого отправлялись на местные рынки, но шли и для дальнего экспорта. Обломок привезенного из Европы кувшина и несколько фрагментов белоглиняных голландских трубок XVIII века — свидетельства быстрого проникновения обычая курить табак и приверженности жителей Москвы к привезенным с Запада изделиям декоративно-прикладного искусства. Печные и фасадные (ими часто украшали здания) рельефные изразцы со сложными, но узнаваемыми для жителя Москвы сюжетами — своего рода бренд московской археологической культуры и живая иллюстрация к русским сказкам о волшебных печах. В городском слое изразцы довольно распространенная находка, однако каждый новый найденный фрагмент обогащает наше представление о разнообразии изображений и их связи с фольклором и книжной культурой своего времени».
В прошлом году самые интересные из найденных на территории Центрального телеграфа предметов стали экспонатами выставки Департамента культурного наследия города Москвы, которая была приурочена ко Дню археолога.
Клад в стене
В Красносельском районе, в Костянском переулке, стоит новый клубный дом TURGENEV. Сам переулок протяженностью 423 метра до 1922 года носил название Стрелецкий, еще по Стрелецкой слободе. Непосредственно в Стрелецкой слободе, хотя название и указывает на род деятельности ее жителей, занимались ремеслами и торговлей. Позднее слобода превратилась в классический торгово-купеческий район. Что удалось найти здесь во время подготовки стройплощадки, рассказал руководитель департамента маркетинга и продаж клубного дома TURGENEV Алексей Непейвода: «Монетный клад петровского времени, 98 монет ручной чеканки 1682–1712 годов. И еще около 60 монет из желтого металла времен Николая II, датированных рубежом XIX и XX веков (по предварительным оценкам, стоимость находки составляла 1 млн рублей)».
«Вероятно, во времена революции или Гражданской войны хозяин сделал тайник в фундаменте старых строений. Также среди находок оказались и артефакты с горизонтом давности в сотни лет. Сюда вошли французские парфюмерные принадлежности XIX века, аптекарский инвентарь из благородного металла XVIII века, украшения с религиозной символикой XV–XVI веков, а также так называемые шумящие подвески XI–XII веков. Клад нашли в фундаменте ранее существовавшего здания, он был назван одним из самых крупных в Москве за последние несколько лет», — подчеркивает Алексей Непейвода. Все это также поступило в Музей Москвы.
Века меняются, посуда остается
Сложно найти в Москве место, где на 1 кв. м земли приходится больше исторических событий, чем в Замоскворечье. В настоящее время на Большой Татарской улице (Татарской ее назвали в XVII веке по находившейся здесь Татарской слободе, где селились выходцы из Орды и поволжских татарских княжеств, и именно здесь находится известная и самая старая в городе мечеть) строится клубный жилой комплекс Quartier d’Or — «Золотой квартал». И конечно, здесь нашли клад. «Одной из самых значимых находок стали монеты XV–XVI веков. Сотни обнаруженных «пул» — разменных медных монет, их чеканили в Московском княжестве по образцу ордынских, — представляют большую ценность для историков», — отмечает управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов.
Не менее интересной находкой стал набор посуды второй половины XVIII века, произведенный знаменитой мануфактурой Villeroy & Boch. Разнообразные предметы из керамики, фаянса и фарфора свидетельствуют о высоком уровне жизни обитателей Татарской слободы в этот период.
Интересная параллель: Villeroy & Boch, один из любимых брендов сегодняшней элиты, оказывается, был популярным и несколько веков назад. Иногда керамический черепок или обрывок бумаги становится куда более ценной находкой, чем золото, поскольку может больше рассказать о своем времени. Представляете, как много можно узнать, например, из старых газет?
Газеты 100-летней давности и редкие фотографии были найдены в знаменитой усадьбе Шервудов на Малой Калужской улице. Эта малоэтажная каменная постройка в неорусском стиле в Донском районе Москвы — объект культурного наследия. Здание было построено в 1911 году по проекту Николая Бутусова. В начале прошлого века в нем жил Владимир Шервуд, создатель Исторического музея на Красной площади, в наши дни усадьба стала штаб-квартирой группы компаний UNK.
И сами элементы усадьбы представляют собой немалый исторический интерес. «Главная находка, которая стала особенным акцентным элементом в новом интерьере, — исконные чугунные лестничные балясины (стойки), которым, как и зданию, более 100 лет, — акцентирует внимание руководитель и партнер UNK design Марина Димова. — Кроме того, мы сохранили известные своды «Монье» на минус первом этаже, в некоторых помещениях сделали сводчатые перекрытия, а в лобби воссоздали элементы с лепниной».
Всего за последние 13 лет в Москве обнаружено более сотни тысяч археологических находок. По данным председателя Фонда им. Ивана Бецкого Кирилла Ильичева, в 2024 году в работе у археологов находилось более 200 площадок во всех округах Москвы, включая ТиНАО. Так что продолжение следует.
И все же, как сказал в кулуарной беседе представитель известной девелоперской компании, «как гражданин я рад, что все это нашли, но для застройщика все эти раскопки — кошмар». И это, безусловно, так: несмотря на возможность использовать сам факт обнаружения клада или какого-либо артефакта в рекламных кампаниях, степень ответственности, затраты и бюрократические процедуры, связанные с археологическими раскопками, существенно затрудняют создание новой недвижимости. Стоит ли игра свеч?
«Конечно, организация археологических исследований требует немалых забот и усилий, но результат превосходит ожидания, — отвечает на этот вопрос Мария Литинецкая. — Сейчас мы можем наблюдать, как из небольших и порой разрозненных на первый взгляд артефактов возникает объемная и яркая картина жизни исторического города».