К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра на границе хаоса: что может помочь бизнесу в новой реальности

Михаил Емельянов и основы игры ГО
Михаил Емельянов и основы игры ГО
На конференции «Нефорбсы» не только обсуждались вопросы делового успеха и рассказывались бизнес-истории. Вице-президент Российской федерации Го Михаил Емельянов и известный топ-менеджер, экс-замминистра экономического развития Сергей Горьков представили участникам эту старинную и до сих пор актуальную китайскую игру. Специально для блога FCongress Михаил Емельянов подготовил колонку, объясняющую, как умение действовать на границе хаоса помогает реализации предпринимательских и управленческих целей.

Почему большие компании теперь живут не очень долго? Причина не в ошибках. Скорость появления стартапов с новыми продуктами уничтожающе высока. Успешные руководители уверены, что выживание в современном бизнесе состоит в расширении стратегических возможностей. Для этого предприниматели идут в венчурные проекты, скупая таким образом опционы вместе с рисками. Конечно, выстреливает лишь малая часть стартапов. В стратегии многое делается ради потенциала, а не быстрой выгоды. Не все опционы удается реализовать, и этим стратег отличается от тактика. Он готов платить за возможности, большая часть из которых сгорит. 

Открытый в конце прошлого века эффект границы хаоса — это, пожалуй, лучшее описание реальности, в которой оказался бизнес сегодня. Динамическое взаимодействие между порядком и хаосом, возникающее на границе между ними, характерно для всех сложных систем. По-настоящему творческие изменения и большие сдвиги происходят прямо на границе хаоса.
Михаил Емельянов
Михаил Емельянов Вице-президент Российской федерации Го

Открытый в конце прошлого века эффект границы хаоса — это, пожалуй, лучшее описание реальности, в которой оказался бизнес сегодня. Динамическое взаимодействие между порядком и хаосом, возникающее на границе между ними, характерно для всех сложных систем. По-настоящему творческие изменения и большие сдвиги происходят прямо на границе хаоса.

Думаю, всем знакома инфограмма инь-ян, на которой изображены перетекающие друг в друга черная и белая «рыбки». Согласно этой модели, любой процесс, достигнув пика своего развития, лавинообразно переходит в свою противоположность. В голове «рыбки», где процесс достигает предела развития сложности, неопределенность и хаос скачкообразно возрастает. Не случайно именно там изображается кружок противоположного цвета. Место стратега в круговороте инь и ян на линии между «рыбками»: там, где проходит граница хаоса и порядка.

Философия инь-ян зародилась в Древнем Китае. Там же изобрели игру императоров Го, чтобы научиться думать о сложном и управлять в ситуации хаотических изменений. Название игры означает окружение пространства игровыми камнями. Цель в Го не поразить камни противника, а окружить их, разобщить и как следствие обессилить. Сделать марионетками в своей игре, не нанося прямых ударов. Целью стратегии становится не разгром противника, а постоянный стратегический прогресс, расширение своих возможностей и замораживание возможностей соперника. В такой игре неопределенность превращается в вашего союзника, подобно волне, которая несет на своем гребне серфера. 

Задача игры Го — научиться использовать границу хаоса, а не стрессовать от неопределенности. И с этой задачей, на мой взгляд, Го справляется превосходно. Правила Го намного проще, чем шахматы, и доступны каждому, так что игра увлечет даже тех, кто не силен в интеллектуальных состязаниях. Легкая форма игры дает мягкое погружение в стратегическую проблематику: уникальность Го заключается в возможности переложить модели игры на ваши бизнес-задачи и найти эффективные решения. Многие, кто занимается Го, отмечают, что принципы игры начинают работать сами, корректируя поведение и расширяя их сознание. Иными словами, Го — это лайфхак, который помогает менять себя без излишнего напряжения.

Основатель IT-компании «Первый Бит» Антон Долгов говорил о том, почему он занимается Го: «Игра Го — это про то, куда смотреть и как смотреть. Понимать, что важно, а что не важно. Она про жизнь, про наше отношение к ошибкам, про то, как мы мыслим и как мы принимаем решения. Она учит нас видеть дальше и глубже, помогает нам познать себя и мир вокруг нас».

Бизнес-руководителю можно дать три совета стратегии Го — для игры на границе хаоса. 

  1. «Отдай малое, захватывай большое». Интуитивно большинство людей в ситуации неопределенности пытаются взять хоть что-то, теряя возможности. Важно помнить, что доска большая, а ваши ресурсы ограничены. Если хочешь зарабатывать большие деньги, то отказывайся от малых. Поэтому, когда вокруг вас много пустой территории, занимайте ее; когда места мало — укрепляйтесь.
  2.  «Без влияния нет территории». Многие придерживаются оборонительной модели поведения, особенно в ситуации кризиса. Но если вы полностью закрыты, то кто будет с вами играть? Даже ваш соперник — это партнер по игре, хоть и противоположного цвета. Про Спарту говорили, что это единственный город в Древней Греции, у которого не было стен. Спартанцы предпочитали решать проблемы у стен других городов, а не прятаться за своими. Отказываясь от влияния, мы создаем условия, когда противник будет влиять на нас.
  3. «Не тяни слабые группы». Многие бизнес-тренеры говорят: «Не усиливай сильное». Однако, если ты в бизнесе занимаешься только тем, что плохо работает, то через непродолжительное время и то, что было сильным, тоже испортится. Сила дает потенциал, который однозначно нужно использовать. Другими словами, копай там, где золото. 

Звучит банально, но это правда: мир, в котором мы живем, — это мир бесконечных возможностей. Причем в каждом моменте есть множество как шансов на успех, так и вероятностей поражения. Поэтому нужно постоянно учиться распознавать и использовать первые и обходить вторые. Извлекать пользу из неопределенности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+