К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пробы, ошибки, удачи: что помогает сменить карьеру менеджера на собственное дело

Фото: пресс-служба МБМ
Фото: пресс-служба МБМ
Успешный карьерный трек в корпорациях помогает строить собственный бизнес. Однако предвидеть все невозможно. Открывая свое кафе, бывший финдиректор Ольга Абдуллина полагалась на управленческий опыт и поддержку семьи. И при этом осознавала, что ей понадобятся новые знания. Рассказываем, что полезного она взяла из обучающих программ ГБУ «Малый бизнес Москвы».

«Весёлая черепашка», вероятно, не появилась, если бы в столовой, где Ольга Абдуллина обедала с коллегами, готовили хорошо и недорого. Но выходило ровно наоборот. «Поэтому однажды мне захотелось сделать так, чтобы люди могли питаться вкусно, качественно и за справедливую сумму», — говорит предпринимательница. На тот момент у нее за плечами было 20 лет менеджерского стажа, в том числе на должности финансового директора строительной компании. Начиналось все в 2014 году в режиме семейного стартапа с капиталом в 50 000 рублей. Часть функций взяли на себя муж и дочь Ольги. Посуду и продукты смогли закупить с отсрочкой платежа, а помещение площадью 50 кв. м — снять без обеспечительного взноса. Первым поваром стал друг семьи, согласившись на минимальную зарплату. Выйти на безубыточность удалось лишь за пять лет — бизнес развивался за счет собственной выручки. За последующую пятилетку оборот компании увеличился в четыре раза. Сегодня в ее штате работают 10 поваров, кафе справляется более чем с 300 заказами в день, и Абдуллина планирует открывать новые точки в Москве. Благодаря чему «Весёлая черепашка» смогла выжить и вырасти на крайне конкурентном рынке столичного общепита.

Поспешай медленно

Начинающему предпринимателю так или иначе придется учиться разбираться во всех бизнес-процессах своего дела — в противном случае он не сможет контролировать сотрудников и подрядчиков. 

«На первых этапах, когда повар был в отпуске, мне приходилось заменять его», — рассказывает Абдуллина. По ее мнению, свое дело можно начинать в сфере, где нет профессиональных компетенций, но тогда оно должно нравиться, — и хватит терпения приобретать новый опыт путем проб и ошибок. Ольга всегда любила готовить. Оформление документов, ведение бухгалтерии (до тех пор, пока масштабы не позволили нанять отдельного сотрудника), доставка заказов клиентам — эти рутинные задачи приходилось брать на себя по факту. 

«Чтобы не сдаваться из-за череды трудностей, мотивировать сотрудников — для этого нужен определенный склад характера. Здесь мне повезло. Моя карьера сложилась так, что уже в 23 года я заняла руководящую должность и училась решать проблемы», — отмечает предпринимательница. Поскольку она не имела тщательно выверенного бизнес-плана, то на старте неверно рассчитала себестоимость продукции; выручка оказалась совсем небольшой на первых порах, и так как других средств для развития не было, Абдуллиной и членам ее семьи приходилось работать 24/7. «Кредиты на ранних этапах я привлекала только на операционные расходы — чтобы выплатить вовремя зарплату, например, не более того», — вспоминает Ольга. 

По мнению Абдуллиной, устойчивый бизнес строится не спеша. За минувшие годы компания сменила несколько локаций, каждый раз понемногу расширяясь. Бизнес-процессы также отлаживались постепенно. «Зато сегодня наемные сотрудники не могут схитрить или ввести меня в заблуждение, ссылаясь на обстоятельства. Я всегда могу оценить, связана ли проблема в сервисе или продукции с какими-то внешними причинами или это недоработка сотрудника», — подчеркивает предпринимательница. 

Наставники в МБМ помогают предпринимателям обнаружить проблемы в бизнесе и простроить пути решения. Фото: пресс-служба МБМ

Искать поддержку 

Один из способов избежать излишних трат в процессе развития бизнеса — воспользоваться возможностью бесплатно получить консультации и образовательную поддержку. Ольга Абдуллина на разных этапах была участницей нескольких обучающих проектов ГБУ «Малый бизнес Москвы», среди них — нетворкинг-марафон и тематические семинары. «Эти мероприятия не только дали мне практические руководства к действию, но и деловые контакты, с некоторыми из которых сложились долгосрочные отношения и обмен опытом, контрагентами», — рассказывает предпринимательница.

Особо полезным оказалось то, что участники обучающих семинаров могут задавать вопросы лекторам и за рамками учебного процесса. Кроме того, по инициативе консультантов МБМ компания Абдуллиной составила и подала заявку на грант — она в результате была одобрена. Грант позволил обновить оборудование, нанять дополнительный персонал и, как следствие, увеличить ассортимент блюд в кафе. 

Не экономить на качестве и вкладывать в рекламу

Одно из неоправдавшихся ожиданий Ольги Абдуллиной на старте своего дела заключалось в том, что недостаточно делать классный продукт, чтобы у компании были клиенты, — сами они не приходят. Первая локация «Весёлой черепашки» была с низкой проходимостью, да и зал у столовой вмещал не более 10 посетителей. «Маленькое помещение подтолкнуло нас искать клиентов среди соседних предприятий и сосредоточиться на доставке корпоративным заказчикам. Сегодня она занимает 80% нашего оборота», — рассказывает Ольга.

«Секрет нашего успеха — запоминающееся название и вкусная еда по доступным ценам».
Ольга Абдуллина
Ольга Абдуллина
Основательница кафе «Весёлая черепашка»

Клиентов стали искать «ногами», обходя все близлежащие учреждения, от парикмахерских до банков. Это принесло плоды: сотрудники компаний, не имевшие возможности отлучиться с рабочего места для полноценного обеда, воспользовались предложением заказать еду «как дома». Дальнейшему росту клиентуры способствовало сарафанное радио. По мере укрупнения бизнеса Абдуллиной создали сайт и поиск клиентов настроили с помощью продвижения в интернете. 

В то же время, если клиенту не понравился вкус или обслуживание в общепите, он вряд ли вернется. С фокусом на безопасность и неизменное качество не только продукции, но и клиентского сервиса «Весёлой черепашке» удается сделать 90% покупателей возвратными, а некоторые остаются с ней с самого основания, уже 10 лет. А одним из главных преимуществ сервиса Абдуллина считает бесплатную доставку при любой сумме заказа. 

Сегодня среди клиентов «Весёлой черепашки» не только предприятия поблизости от столовой, но и киносъемочные площадки, организаторы конференций, которые находят бизнес Абдуллиной по отзывам и интернет-рекламе. В ближайшее время предпринимательница планирует масштабировать свой бизнес, открыв вторую столовую в Москве. «Секрет нашего успеха — запоминающееся название и вкусная еда по доступным ценам», — убеждена Ольга Абдуллина. 

На заметку предпринимателю

«Прокачай свой бизнес вместе с наставником» — двухмесячная бесплатная программа, которая помогает предпринимателям вывести бизнес на новый уровень. Под руководством наставника предприниматели смогут определить основные проблемы и пути их решения, изучить возможности для роста и развития своего дела. Программа действует с 2021 года.

«Онлайн-Академия» — платформа с доступом к дистанционному обучению в различных форматах (аудио, видео, текст) от ведущих компаний в сфере бизнес-образования. Контент представлен в четырех рубриках: «Программы и курсы», «Подкасты и аудио», «Вебинары и видео», «Бизнес-библиотека».

Кроме обучающих форматов, на портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно.

Сервис «Конструктор правовых документов» позволяет грамотно с учетом действующего законодательства составить различные документы с юридически корректными формулировками — от гражданско-правовых договоров до учредительных документов. 

Сервис «Калькуляторы для бизнеса» позволяет быстро рассчитать сумму НДС, взносов ИП, налог по УСН. Кроме того, предпринимателям доступны калькуляторы для расчета выплат по трудовым договорам, отпускным и пени по налогам или гражданско-правовым договорам. 

Сервис «Профильные консультации» — индивидуальные рекомендации по маркетингу, продвижению в соцсетях, настройке рекламных кампаний и работе сайтов от экспертов МБМ. Консультация с экспертом проходит онлайн в удобное для бизнесмена время и длится не более полутора часов.

123100, город Москва, проезд Шмитовский, 2, стр.1; ОГРН 1127746300550

Реклама: 16+
ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+