Чек-лист для предпринимателя: как сохранить ресурс в начале сезона
Протестировать новые возможности
«Каждую осень мы видим рост деловой активности среди пользователей нашей платформы, — говорит Екатерина Никитина, CPO платформы «Яндекс Go для бизнеса», начинавшей пять лет назад с одного сервиса — корпоративного такси. — Во-первых, темпы прироста новых пользователей заметно увеличиваются по сравнению с летом. Во-вторых, растет спрос на некоторые наши сервисы. Каждую осень активных клиентов увеличивается как минимум на 10% по сравнению с летним сезоном».
Поиск новых подрядчиков и поставщиков — распространенная практика подготовки к сезону деловой активности. До сих пор большинство представителей малого и среднего бизнеса выбирают подрядчиков по рекомендациям знакомых. Если это не срабатывает, предприниматели обращаются к поисковикам, составляют списки потенциальных исполнителей и тестируют их. Подобным образом диджитал-агентство Kodix выбрало несколько лет назад сервис корпоративного такси от «Яндекс Go для бизнеса». Почти все 80 сотрудников агентства работают удаленно, но регулярно ездят на встречи с клиентами. «Мы протестировали предложения разных агрегаторов, сервисы оказались похожи, и мы выбрали тот, которым пользовалось большинство коллег в личных целях, — говорит экономист агентства Любовь Бодрова. — Ведь если сотрудник уже скачал приложение, ему больше ничего не нужно: мы просто подключаем его к аккаунту компании».
Делегировать рутину
Не только предприниматели, но даже 21% наемных сотрудников работают в отпуске, по данным hh.ru. Они как минимум находятся на связи с коллегами, и чаще всего из-за понятных любому бизнесмену сложностей с делегированием, чувства долга и большого количества задач. Тем не менее к концу летнего отпуска у всех копятся незавершенные дела.
По словам Екатерины Никитиной, владельцы малого и среднего бизнеса и их «правые руки» не всегда делегируют подчиненным даже рутинные операционные задачи, например, документооборот и взаимодействие с поставщиками. Поэтому нередко поток срочных дел после отпуска нивелирует эффект от отдыха, снижая готовность к деловому сезону. Решить проблему помогает прежде всего разумное делегирование операционных задач — с выбором подходящего сотрудника, грамотной постановкой задач и контролем. Кроме того, важно облегчить возвращение к рабочему ритму.
Есть много лайфхаков для плавного выхода из отпуска. Например, возвращение из поездки за два-три дня до рабочих будней и восстановление режима дня, укороченная трудовая неделя или отказ от важных решений в первый рабочий день. Облегчить организацию рутины сегодня помогают также разные сервисы. По словам Екатерины Никитиной, доставка и такси с почасовой оплатой особенно востребованы среди рестораторов, ретейлеров, которым после отпуска нужно посетить и проконтролировать несколько точек за день.
Автоматизировать
по-максимуму
Автоматизация бизнес-процессов высвобождает заметный объем ресурсов, и предпринимателям это нравится. В 2023 году более 40% компаний малого и среднего бизнеса начали использовать нейросети, облачные сервисы и внедрили другие IT-технологии, по опросу Platforma и «Сравни.ру». К деловому сезону многие задумываются, что еще перевести в цифру.
По мнению Евгения Завьялова, руководителя отдела переоборудования в компании-производителе спецтехники с подъемниками «Сейф Технолоджи», эффект от автоматизации заметнее, если сервис берет на себя сразу несколько процессов. Ему, например, с расширением штата перестало хватать ресурсов на организацию такси для сотрудников. Обычно подчиненные заказывали и оплачивали такси сами, предварительно согласовав такую возможность с Евгением, а компания возмещала траты. В поиске сервиса, который автоматизирует согласование и вызов такси, оплату и документооборот, он подключился к «Яндекс Go для бизнеса». «Штат продолжает расти, а моя нагрузка не увеличивается», — делится Евгений Завьялов.
Если компания автоматизирует достаточно масштабные процессы, то даже на небольшом предприятии можно изменить карьерные треки сразу нескольких человек. Так, в рекламном агентстве со штатом менее 40 человек трое сотрудников занимались организацией поездок и командировок, доставкой BTL-продукции из типографий и клиентам. Подключившись к нашей платформе, руководитель перевел всех трех сотрудников в другое подразделение.
Сделать лучшее предложение
Открыть деловой сезон с актуальным набором предложений помогает не только оценка рынка, но и общение с клиентами.
Так, идея использовать платформу для заказа почасового такси и доставки появилась совместно с медицинской лабораторией: утром они арендовали такси для объезда клиентов и забора материалов, а днем — доставку пробирок из отделений в лабораторию. Новый продукт, выходящий осенью 2024 года, разрабатывался в ответ на чаяния клиента с собственным парком машин. Диспетчеризация осуществлялась устаревшими способами: менеджер обзванивал водителей и заполнял таблицу. Теперь сотрудник сам может вызвать машину компании, как такси, онлайн, а менеджер в личном кабинете видит, сколько автомобилей на линии, сколько в ремонте, какая загрузка у каждой и чем заняты водители, — это удобно и сокращает расходы на кол-центр.