Цифровой банк для холдинга: простые решения для сложных вопросов
От работы в Excel до результата в пару кликов
Развитие цифровых каналов для клиентов крупнейшего бизнеса требует баланса между индивидуальностью решения под конкретного клиента и масштабируемостью на других. «Один из наших клиентов — сеть гостиниц по всей стране, каждая из гостиниц — это отдельное юридическое лицо. В совокупности у группы открыто около сотни счетов, и по каждому ежедневно проводятся операции. Возможности нашего интернет-банка позволяют организовать к ним доступ так, чтобы казначей холдинга видел все счета в одном интерфейсе по всем компаниям группы. Запрос клиента был вывести специфичным образом обороты по счетам всех компаний группы для скачивания. Мы пошли дальше и сделали функциональную оборотно-сальдовую ведомость по всем компаниям за любой период, с разными уровнями группировки, сортировки, широкой фильтрацией, которые пользователь может настроить и сохранить под себя и просто выгрузить в разные форматы в таком виде, как он видит эту информацию на экране», — рассказывает Владислав Кононенко. Раньше клиент тратил много времени, чтобы собрать данные для руководства в таблице Excel. Теперь это можно сделать за пару кликов в интернет-банке.
Широта адаптации
Альфа-Банк принял важное стратегическое решение иметь единую платформу дистанционного банковского обслуживания для крупных холдингов и компаний поменьше — индивидуальных предпринимателей и малых бизнесов. С одной стороны, это вызов, связанный с разработкой такой платформы, с другой — выбранная стратегия открывает широкий диапазон возможностей. Платформа предоставляет решения, которые будут востребованы крупными клиентами и их дочерними компаниями. Также она удобна как сервис для холдингов: небольшие компании в его составе получают необходимые продукты, но находятся под контролем головной организации в едином интерфейсе. «Функционал в интернет-банке открывается посегментно: крупным холдингам может быть недоступно то, чем пользуются предприниматели и малый бизнес, и наоборот — просто потому, что им это не нужно», — объясняет Владислав Кононенко.
В зависимости от структуры бизнеса потребности клиентов-компаний очень отличаются, и банковские продукты приходится адаптировать. Так, в холдингах, где финансами управляет единый операционный центр, большинство финансовых операций выполняется в ERP-программах, которые зачастую у крупнейших клиентов интегрированы с банками через API или host-to-host. Если нет интеграции с банком, все операции нужно подгружать вручную. Для таких клиентов самый популярный функционал — это выписки по счетам и загрузка платежей реестрами. По словам Владислава Кононенко, по этим двум разделам потребовалась существенная адаптация под профиль крупных клиентов: от увеличения количества платежей в реестре и ускорения времени загрузки реестра и времени скачивания выписок до внедрения широких таблиц с большим объемом информации на экране, множественных фильтров, группировки, статусной модели и быстрых действий с операциями прямо из таблицы.
В менее централизованных холдингах все может быть устроено иначе. «Компании самостоятельно проводят платежи и оформляют продукты, при необходимости отчитываясь контролирующим подразделениям в головном офисе. На отдельные операции может потребоваться согласование куратора из головного офиса или внешнего акцептанта, который привлекается как вторая или третья «подпись» в системе. То есть для децентрализованных холдингов функция контроля через интернет-банк тоже работает, и эти потребности мы тоже закрываем широкими настройками системы», — говорит Кононенко.
Практически невозможно встретить два холдинга, которые одинаково «нарезали» функции управления финансами в группе компаний и распределили функционал своих сотрудников, лиц, принимающих решения, даже с одинаковыми названиями должностей. Для того чтобы клиенты могли максимально гибко настроить в интернет-банке и мобильном приложении доступ к продуктам, к отображению информации и возможности выполнять активные операции, реализована абсолютно уникальная ролевая модель. Клиент может ее настроить сам или поручить это специалисту банка. Так, в интернет-банке можно создать пользователя и наделить его полномочиями: предоставить доступ к определенному продукту или сервису, возможности создания документов, подписания или просмотра. Например, клиенту нужен пользователь, который не видит счета и видит только корпоративные карты, — теперь сделать это легко. Или необходим пользователь, который видит только кредиты, но не видит расчетные продукты, и наоборот.
Независимость от структуры бизнеса
Более 30% пользователей интернет-банка для крупных клиентов имеют доступ к двум и более компаниям группы. От таких пользователей в Альфа-Банке часто слышат запрос об эффективности работы в интерфейсе сразу с несколькими компаниями группы. «Теперь пользователь может группировать компании так, как ему удобно, и информация по операциям и документам по этой подгруппе будет отражена только по этой подгруппе в интерфейсе. Можно сгруппировать компании по географической принадлежности — все компании на Востоке, Западе или по функциональным дивизионам бизнеса. Создать группу, выбрать из доступных компаний, назвать группу, сохранить — и все работает», — делится Кононенко. Этот функционал уже доступен всем крупным клиентам в мобильном приложении Альфа-Бизнес, а в течение пары месяцев будет релиз в интернет-банке.
В итоге клиент получает гибкость в управлении своими финансами в банке независимо от того, как выстроена структура бизнеса группы компаний. Часто бизнес создает новые юридические лица под новые проекты. В ближайшее время в банке планируют запустить функционал, который позволит в пару кликов из интерфейса интернет-банка запустить процесс добавления новой организации на обслуживание в банк, сразу добавить к ней пользователей и настроить их полномочия.
Ответы на новые запросы бизнеса
Клиенты Альфа-Банка могут интегрироваться с банком через бесшовный интерфейс (API) или host-to-host и автоматизировать рутинную работу, например, получение выписок, проведение платежей, операций ВЭД, зарплатных проектов, СБП, работы с эскроу-счетами. По словам Кононенко, у клиентов растет интерес к интеграционным партнерствам с банком для предоставления услуг своим клиентам. «Например, для электронных площадок клиентов востребованы платежи через Alfa Pay или бесшовная авторизация через Alfa ID. Есть и более сложные запросы, например, когда клиент банка реализует продукцию через свою электронную площадку, ему нужны инструменты финансирования покупателей, интегрированные в его платформу. Мы активно работаем в этом направлении, чтобы покупатели клиента могли бесшовно оформлять финансирование, в том числе с использованием скоринговых технологий, где они применимы», — говорит Владислав.
Для сотрудников крупных компаний банк также активно развивает мобильное приложение и видит растущий интерес к этому функционалу. Запросы приходят от холдингов, которые ранее были очень консервативными в этом плане. «Пользователь может безопасно работать с банком через мобильное приложение даже во время разъездов, совещаний или встреч, что, безусловно, удобно», — рассказывает начальник управления развития цифровых каналов Альфа-Банка. Помимо акцепта документов, в мобильном приложении доступен функционал, который позволяет выполнять онлайн-операции по конвертации валюты, размещению депозитов. Но чаще всего клиенты пользуются оперативным доступом к актуальной информации по счетам, операциям и информации по ключевым продуктам и их условиям.
Также растет интерес к оформлению и подключению простых банковских продуктов в цифровых каналах со стороны холдингов и их дочерних компаний. Если условия понятны и прозрачны, продукт можно подключить в пару кликов, то клиенты могут не взаимодействовать по таким продуктам с клиентским менеджером и подключат продукт самостоятельно.
«Цифровые каналы Альфа-Банка уже сейчас в значительной степени адаптированы под многоуровневые и сложные запросы клиентов крупнейшего бизнеса с точки зрения выбора подходящих каналов, удобства интерфейсов, гибкости настроек, функционала, критичного для групп компаний. В ближайшем будущем планируем и дальше выводить на рынок новые уникальные решения, которые будут давать клиентам необходимый уровень кастомизации и передовой инструментарий для работы с банковскими продуктами и, соответственно, для развития своего бизнеса», — отмечает Владислав Кононенко.