К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ножницы удачи: как коммерсант стал владельцем и мастером в салоне красоты

Артем Воробьев за работой, фото: пресс-служба МБМ
Артем Воробьев за работой, фото: пресс-служба МБМ
Уйти в предприниматели еще не означает найти свой бизнес. Москвич Артем Воробьев был партнером сервиса доставки, торговал на маркетплейсах. Но уже три года владеет салоном красоты и максимально погрузился в дело: стал барбером, планирует развивать франшизу и онлайн-обучение мастеров. Почему из всех начинаний он сделал ставку на бьюти-сферу? И как обучающие программы ГБУ «Малый бизнес Москвы» помогли ему в развитии?

От модели к модели

Не упускавший возможности что-то выгодно перепродать еще со старших классов школы Воробьев всерьез занялся бизнесом в 2018 году в партнерстве с одним из крупнейших сервисов-агрегаторов такси. Будучи всего лишь водителем, он однажды получил заказ на доставку товара и понял, что эта услуга может стать отдельным бизнесом. Полгода ушло на то, чтобы достучаться до менеджмента компании и заключить договор, по которому Артем как посредник отвечал за вовлечение водителей в сервис доставки. Сначала самостоятельно, затем с помощью наемных менеджеров он нанимал и обучал курьеров, нарастив их число до 4000 за полтора года. «Взаимодействовать с таким огромным пулом было нелегко, но это отлично развивало навыки коммуникации и решения сиюминутных проблем», — рассказывает Артем.

Бизнес по доставке пришлось закрыть в 2022 году, когда компания ушла из России. Ситуация усугубилась тем, что у жены предпринимателя Анны, управлявшей небольшим салоном красоты в Зеленограде, «увели» базу клиентов два мастера, прекративших сотрудничество. Салон они открывали вместе — вложили полмиллиона из семейных сбережений. Воробьев там был и администратором, и мастером на все руки, но кроме того, вел все внешние коммуникации с инстанциями и финансовую отчетность. Параллельно он торговал различными товарами на маркетплейсах, используя салон как офис. 

«Модель маркетплейса мне не очень нравилась: издержки на логистику велики, а гарантии выкупа товара нет, — вспоминает Воробьев. — И тут еще случились проблемы с салоном. Мы собирались его закрыть, так как было очень сложно выплачивать аренду и налоги. Но я подумал и принял, казалось бы, нелогичное решение — отучился на барбера и сам начал стричь». Модель ведения дел, когда приходит клиент, сразу получает услугу и рассчитывается за нее, показалась ему понятной и комфортной. Так все и вышло. 

«На первых порах посетителей было мало, но я брал их обаянием и старанием, — рассказывает предприниматель. — Постепенно, благодаря сарафанному радио, пул клиентов рос. И я чувствовал, что заряжаюсь от эмоций клиента, который видит себя преображенным и уходит от нас довольный». 

Артем Воробьев с супругой Анной, фото: пресс-служба МБМ

Супруги-предприниматели смогли вернуть вложения в салон красоты за два года и уже третий год работают в плюс с месячным оборотом 1–1,5 млн рублей в несезон и около 4–5 млн рублей в сезон. Причем оба остаются действующими мастерами. По словам Воробьева, работа в паре с женой не мешает бизнесу: «Мы строго разделяем бизнес и личную жизнь. Если вдруг поругались дома, на работе это не отражается, и каждый выполняет свои обязанности добросовестно. Перед лицом сотрудников мы не демонстрируем никаких разногласий, чтобы не давать повода для разделения персонала на два лагеря».

Знания как ресурс

Еще до открытия салона Воробьев посещал обучающие и деловые мероприятия ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ). «Именно там я понял: развиваться можно в разных направлениях. И сейчас мне кажется, что я учусь с помощью МБМ интенсивнее, чем когда-либо в жизни», — говорит Артем. Как владелец салона, он руководит его развитием, планирует открыть еще один, запустить франшизу — и при этом не собирается бросать работу барбера. Сил и времени остается еще и на небольшой бизнес по импорту автомобильных запчастей. 

Если знания, полученные в МБМ, помогают Воробьеву принимать решения, то сервисы позволяют существенно экономить и избегать рисков. 

«Нередко предприниматели не знают, что есть такая поддержка от города: в МБМ я получаю консультации по налоговому учету, проверяю контрагентов с помощью специального сервиса. Специалисты МБМ могут дать ответ на любой вопрос по моему бизнесу», — отмечает Артем. Для сравнения он приводит пример из прошлой практики: услуга в банке по ведению бухгалтерии с нулевой отчетностью якобы за 1 рубль обошлась ему в итоге в 18 000 рублей. 

Воробьев активно пользуется «Онлайн-Академией» на сайте МБМ mbm.mos.ru, слушая подкасты, вебинары, читая деловую литературу на актуальные для своего бизнеса темы. «Все знания я сразу передаю своей команде, что отражается на качестве нашей работы. В ближайших планах — пройти программу наставничества», — говорит Артем. 


Кроме интерактивных и обучающих форматов, на портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно.

Сервис «Конструктор правовых документов» позволяет грамотно с учетом действующего законодательства составить различные документы с юридически корректными формулировками — от гражданско-правовых договоров до учредительных документов. 

Сервис «Калькуляторы для бизнеса» позволяет быстро рассчитать сумму НДС, взносов ИП, налог по УСН. Кроме того, предпринимателям доступны калькуляторы для расчета выплат по трудовым договорам, отпускным и пени по налогам или гражданско-правовым договорам. 

Сервис «Профильные консультации» — индивидуальные рекомендации по маркетингу, SMM-продвижению, настройке рекламных кампаний и работе сайтов от экспертов МБМ. Консультация с экспертом проходит онлайн в удобное для бизнесмена время и длится не более полутора часов. 


Трансформация опыта 

Многие крупные бизнесы когда-то выросли из малых благодаря стратегии постепенного масштабирования. Артем Воробьев планирует открыть второй салон ближе к центру Москвы, причем в более высоком ценовом сегменте — люкс, без привлечения заемных средств. С открытием второй точки выручка должна увеличиться более чем вдвое — до 10 млн рублей в месяц. Параллельно он собирается развивать франшизу и онлайн-обучение мастеров. «Мы сталкиваемся с тем, что не видим на рынке подходящего нам типа онлайн-обучения. Для нас важно, чтобы преподавал практикующий сегодня, а не в прошлом мастер, который использует самые последние технологии в бьюти-сфере, потому что они очень быстро устаревают», — объясняет Воробьев.   

Артем Воробьев и его супруга Анна с сотрудниками Frau Beauty Salon в Зеленограде, фото: пресс-служба МБМ

Начинающим предпринимателям он дает такие советы:

— Не экономить на расходных материалах и оборудовании

«По неопытности мы закупили дешевые кресла, инструменты — и это было неправильно, все равно пришлось покупать все качественное. Лучше купить меньше, но достойного качества», — поясняет Артем. По его словам, экономить, если без этого никак, можно на сопутствующих товарах вроде кофе и кулера. 

— Прицельно вкладываться в доступную рекламу

«Очень важно быть отмеченным на онлайн-картах и чтобы посетители могли оставлять отзывы — так ты становишься заметным. Это минимальный необходимый рекламный бюджет в районе 7000 рублей».

— Отслеживать, какие факторы влияют на состояние бизнеса

«Мы не сразу поняли причину всплеска заказов после 1-го и 15-го числа, а это оказалось связанным с получением зарплат. Другой пример: зимой у нас на 60% падает объем окрашиваний — просто потому, что люди носят шапки и не столь внимательны к прическе». В каждой сфере такие факторы будут свои, и важно их не воспринимать как причину сворачивать бизнес, а продумать, чем можно закрыть «проседание». Так, зимой в салоне больше, чем летом, востребован макияж. Кроме того, стоит думать над тем, что может быть новыми точками прибыли», — говорит предприниматель. У Воробьева и его жены высокомаржинальным сегментом бизнеса стали накладные шиньоны, которые изготовляются из побочного продукта стрижек — длинных волос. 

— Постоянно пополнять свои знания и перенимать опыт

Всегда есть люди, которые уже прошли похожий путь и могут выступить в роли наставников, — важно находить их и общаться, задавать вопросы. И не нужно изобретать велосипед, если универсальные процессы в бизнесе уже описаны и оцифрованы и ты можешь приобщиться к каким-то базам знаний. «У меня есть привычка слушать в машине подкасты, вебинары на темы, которые мне важно разобрать и понять на том или ином этапе бизнеса, — делится опытом Артем. —  Поэтому я регулярно выделяю время на обучение, даже когда не нахожусь на каком-либо интенсиве».

Реклама
ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+