Смотри на соседей: перспективные города для инвестиций и жизни
По задумке экспертов Школы, индекс и аналитический доклад к нему должны решить важную задачу: разобраться в феномене взрывного роста экономик глобального Юга и повышения их роли в мире.
«Мы в школе СКОЛКОВО исследуем развивающиеся рынки с 2008 года, когда весь мир с любопытством оценивал перспективы молодой на тот момент организации БРИК (ЮАР не входила в начальный состав объединения и вступила только в 2010 году). Прошло 15 лет, и мы видим, что эти страны снова в фокусе мировой повестки, только теперь не как перспективные направления для мировых инвестиций, а как крупнейшие суверенные экономические центры, — отмечает проректор по исследованиям Школы управления СКОЛКОВО Алексей Калинин. — Уже более 15 лет мы наблюдаем, как одни экономики реализуют свой потенциал, а другие нет. Мы изучаем движущие силы развития этих экономик, выявляем главные возможности и риски этих стран, чтобы понять, какие ставки можно делать на этих рынках в ближайшие 5–7 лет».
Индекс развивающихся рынков 2024 года охватывает 114 рынков по 42 параметрам. На их основе выделяются три группы рынков — рынки продвинутой стадии, рынки промежуточной стадии и развивающиеся рынки ранней стадии, которые имеют схожие характеристики и модели роста. Каждому параметру был присвоен определенный вес и определена зависимость с экономической зрелостью — прямая или обратная.
Чем индекс полезен для российских управленцев и инвесторов? Алексей Калинин напоминает, что одно из определений развивающихся рынков — это страны с быстро меняющимися экономиками. «А быстрые изменения — это всегда возможности для бизнеса. Возможности и риски принципиально отличаются между разными экономиками: одни рынки уже близки к постиндустриальному переходу, другие находятся на ранних фазах индустриализации. Главное — всегда есть новый рынок, на который можно выйти именно сейчас», — объясняет эксперт.
Исследование выявило, что мегаполисы создают уже свыше 80% глобального ВВП, хотя в них проживает всего 56% населения планеты. В перспективе 25–30 лет 68% людей будут жить в крупных урбанизированных зонах. В фарватере тренда — развивающиеся рынки.
Сейчас из 50 крупнейших городских агломераций мира 41 находится в развивающихся странах, и сейчас в этом списке лидируют азиатские мегаполисы — в первую очередь города Китая и Индии. В ближайшие десятилетия они сохранят свое доминирующее положение. Но и соседние с ними страны все активнее вносят свой вклад в расширение списка: Тегеран, Хошимин и Багдад, как ожидается, могут преодолеть планку в 10 млн жителей уже к 2050 году.
Как показало исследование, к когорте присоединятся вскоре и мегаполисы развивающихся стран Африканского континента. К концу века там будет проживать примерно 3,9 млрд человек, или чуть менее половины (40%) населения планеты. Западное побережье Африки, особенно участок от ивуарского Абиджана до нигерийского Лагоса, побьет демографические рекорды. Ожидается, что к 2035 году здесь будет проживать 51 млн человек — это почти столько же, сколько в полосе городов от Бостона до Вашингтона, крупнейшей урбанизированной зоне США.
Стремительная урбанизация на развивающихся рынках создает предпосылки для значительных экономических и социальных явлений, выходящих далеко за рамки цифр и статистики по ВВП. Причем влияние этого тренда распространяется и на регионы за пределами городской черты.
«Во-первых, это разнообразные возможности для развития инфраструктуры и инвестиций в нее, — комментирует Алексей Калинин. — Во-вторых, урбанизация способствует росту потребительского класса и внутреннего спроса на товары и услуги». Это означает высокие требования к объемам электроэнергии, воды, продуктов питания и других товаров первой необходимости, продолжает эксперт. Получается, что промышленно развитые города стимулируют развитие сельских районов, создавая спрос на природные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию.
Кроме того, люди обычно тратят больше денег именно в мегаполисах: более высокий доход, стремление к демонстрации успеха и доступность товаров сильно влияют на уровень потребления. «В этих условиях неизбежен рост бизнеса для удовлетворения спроса», — уверен Калинин.
Например, экономический рост и плотность населения в крупных городах делают мобильные услуги более востребованными и со временем более доступными для граждан. Так что быстрый рост телекоммуникационного бизнеса, скажем, в Африке можно рассматривать как прямое следствие урбанизации.
Еще один важный фактор, который отмечают эксперты Школы управления СКОЛКОВО, касается плотности населения в развивающихся мегаполисах: ее повышение создает предпосылки для повышение общего уровня жизни, за которым стоят не только инфраструктура, потребление товаров и услуг, но и образование, медицинское обслуживание и так далее. Все это вместе улучшает качество рынка труда, и усиление конкуренции между работниками делает рабочую силу в городах чрезвычайно привлекательной для бизнеса.
И последнее, но не менее важное: глобальный спрос на технологические инновации в развивающихся мегаполисах стимулирует развитие промышленного и технологического секторов. Так, в 2020 году объем рынка «умных городов» составлял $650 млрд, а к 2030 году, как ожидается, он достигнет $6,1 трлн — рост в 10 раз всего за 10 лет. Уже сейчас высокотехнологичные отрасли составляют около 60% промышленного производства, например, Шэньчжэня, «столицы» Кремниевой долины Китая.
Технологии работы с большими данными, искусственный интеллект, облачные вычисления, интернет вещей (IoT) и «умные города» стимулируют экономический рост развивающихся рынков, и при этом государственное управление становится более эффективным. Эти два важных фактора делают развивающиеся рынки, особенно соседствующих стран, привлекательными для инвестиций.
«Сейчас мы смотрим на развивающиеся рынки не только как на новые географии для российского бизнеса, но и как на источники управленческих практик и предпринимательских стратегий. В поле нашего зрения не только компании, которые преуспели на своих домашних рынках, но и которые достигли выдающихся результатов на международной арене. Мы убеждены, что нет «плохих» экономик, есть успешные и провальные стратеги, — говорит Алексей Калинин. — Настоящий предприниматель никогда не сетует на условия, но всегда реализует возможности».