К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес с Боби: как боты Альфа-Банка могут упростить жизнь предпринимателей

Бизнес с Боби: как боты Альфа-Банка могут упростить жизнь предпринимателей
Предприниматели регулярно сталкиваются с вопросами, выходящими за рамки их компетенций. Чтобы их решить, нужно тратить время или нанимать дополнительных сотрудников — а это не всегда возможно, особенно когда бизнес находится на начальной стадии развития. Альфа-Банк предложил решить проблему с помощью искусственного интеллекта в формате ботов: Боби, Альфа eCom и Нейроофис.

Как личная заинтересованность IT-трендами привела к появлению перспективной гипотезы

Весной 2023 года, с выходом языковой модели GPT-4, крупные компании стали изучать перспективы применения генеративного искусственного интеллекта в бизнесе. Среди них был и Альфа-Банк, сотрудники которого посещали различные тренинги, посвященные искусственному интеллекту. Оказалось, что на этих мероприятиях можно не только получить знания о новейшей технологии, но и лучше узнать потребности предпринимателей. «Я заметила на тренингах много представителей реального бизнеса и стала чаще на них ходить, чтобы понять, какие задачи бизнесмены хотят решать и главное — что вызывает у них наибольшие затруднения. Оказалось, что даже по итогам трехдневного обучения не у всех получалось правильно составить запрос к нейросети. Кроме того, далеко не все понимали, как получить доступ, и — самое главное — на тот момент не всем было очевидно, какие задачи можно делегировать ИИ», — рассказывает Каролина Епуре, руководитель инновационных решений для бизнеса Альфа Банка.

С этой идеей она направилась к команде Pro Innovation — офиса развития инноваций в Альфа-Банке. Он ищет, например через скаутинг, внешних партнеров, у которых есть амбициозный сервис, помогает с исследованиями актуальных трендов и сбором данных, необходимых для реализации идей. Ежегодно команда запускает более 30 пилотов, треть из которых масштабируется на весь банк.

«Наша задача — помогать бизнесу находить технологических партнеров и быстро пилотировать решения. Нам удалось найти партнера с необходимой технологической базой и в короткие сроки протестировать и вывести на рынок продукт, который уже сейчас упрощает жизнь многим предпринимателям», — говорит Екатерина Соловьева, руководитель офиса инноваций Альфа-Банка.

После проведения исследований, изучения мировых практик и общения с разработчиками уже существующих на рынке решений стало понятно, что пилот нужно запускать своими силами. У потенциальных партнеров была технологическая база, но отсутствовало понимание того, что нужно бизнесу. Стало понятно, что банк только выиграет, если начнет самостоятельно развиваться в области написания и оптимизации запросов для максимально эффективного использования языковых моделей.

Какие вопросы может решить чат-бот

Первый продукт получил название Боби — «бот для бизнеса». Пилотную версию запустили в июле 2023 года два человека на чистом энтузиазме. «Для меня это направление не являлось профильным, но я видела, как он может решить потребности бизнеса», — отмечает Каролина Епуре. Она писала промпты и сценарии для Боби, а еще один разработчик Артем Романов интегрировал их в продукт и писал код.

Боби — бот в Telegram, который решает распространенные вопросы и повседневные задачи предпринимателей. Например, он может помочь с определением ОКВЭД, подбором режима налогообложения, общей оценкой перспективности бизнес-идеи с учетом вводных данных, а также с выбором названия бренда и созданием логотипа. Бот может составить контент-план для социальных сетей, написать рекламный текст или предложить ответ на отзыв клиента. Для всего этого Боби использует сразу несколько моделей искусственного интеллекта от мировых разработчиков, каждая из которых задействуется для решения конкретной задачи.

Чтобы начать работу, достаточно выбрать из нескольких готовых вариантов в меню необходимую задачу и следовать подсказкам. Одной из особенностей сервиса стала возможность голосового управления, а пользователи получили возможность обращаться напрямую к искусственному интеллекту, не используя варианты, заготовленные разработчиками.

Почему мессенджер помогает работать с нейросетями

Формат Telegram-бота для Боби был выбран не случайно. Это упростило разработку и позволило быстрее получить результаты тестирования гипотезы. Также это более удобный формат для пользователей, которым не пришлось устанавливать еще одно приложение. В целом работа в мессенджере создает эффект консультации человека с реальным ассистентом, вовлеченным в решение бизнес-задач. «Например, если посмотреть на банковские уведомления, многие клиенты хотели бы получать их именно в мессенджерах. Даже когда мы сделаем веб-сервис, мы все равно оставим чат-боты, так как это простой и легкий способ для клиента начать работу с ИИ», — говорит Каролина Епуре.

Одновременно с Боби появился Telegram-канал, где собирали заявки на получение доступа к сервису. В первые сутки после анонса чат-бота желание изъявили 5000 человек. Ключевой задачей в период тестирования стала проверка востребованности функции, готовности предпринимателей делегировать ему свои задачи. Выяснилось, что 80% взаимодействуют с Боби только через уже сформулированные запросы. Это подтвердило гипотезу о том, что бизнес готов работать с ИИ, но нуждается в максимально простом решении. Лишь 20% пользователей попробовали задать прямой вопрос искусственному интеллекту хотя бы один раз, несмотря на то, что непосредственно внутри бота была подробная инструкция по составлению запросов. Предприниматели не хотят тратить время на то, чтобы разбираться в нюансах.

Как Боби дал старт новому направлению в Альфа-Банке

В процессе разработки Боби команда Альфа-Банка обратила внимание на то, что параллельно начали развиваться направления, связанные с подготовкой контента. Особенно это было заметно в сфере онлайн-торговли (eCom), где могли бы пригодиться нейросети, которые хорошо справляются с генерацией текстового и визуального контента. Предположение было таким же, как и в случае с Боби, — люди нуждаются в простых и автоматизированных решениях.

«Пилот Боби показал, что мы движемся в верном направлении, — уже очевидно, что искусственный интеллект скоро станет гигиеной для любого бизнеса. Поэтому решение создать новое направление по нейросетям стало единственным верным», — комментирует Тимур Измайлов, руководитель дирекции развития нефинансовых продуктов и сервисов Альфа-Банка.

В феврале 2024 года вышел второй бот — Альфа eCom. В нем собрали задачи бизнеса, продвигающего товары или услуги в интернете. Меньше чем за минуту бот может сформировать набор полноценных карточек товаров, сэкономив предпринимателю несколько дней и десятки тысяч рублей. Альфа eCom может ответить на отзыв или возражение клиента, составив вежливый аргументированный ответ, написать пост для соцсетей, сгенерировать изображение для рекламы или подготовить полноценный сценарий для видеоролика. Как и в случае с Боби, Альфа eCom полностью автоматизирован. Уже сейчас ботом пользуются более 6000 предпринимателей, несмотря на то что активного продвижения продукта со стороны Альфа-Банка не было.

«По моим прогнозам, к 2030 году в России 90% компаний внедрят искусственный интеллект в бизнес в том или ином виде. При этом уже сейчас в этой области не хватает примерно 10 000 специалистов, а через пять лет потребность в таких сотрудниках по стране может достичь 70 000. Получается, что тренд есть, существует даже Федеральная программа, то есть у государства есть фокус на ИИ. Наша задача как полноценного направления сделать эту технологию доступной для каждого, чтобы клиент не думал о том, где искать специалистов, разбирающихся в промпт-инжиниринге, и как все это внедрить в бизнес», — объясняет Каролина Епуре.

«Согласно внутренним исследованиям Альфа-Банка, сейчас 10% российских IT-компаний внедрили генеративный ИИ в свои процессы. 80% руководителей в мире уверены в возможности применения ИИ-автоматизации к любым бизнес-процессам. И 75% предпринимателей опасаются, что если они этого не сделают, то уже в текущем году их бизнес может закрыться», — рассказывает Тимур Измайлов.

Можно ли заменить людей ботами

Теперь разработка чат-ботов и решений на основе нейросетей сформировалась в отдельное направление банка с полноценной командой. На прошедшей конференции Альфа-Банка для eCom-предпринимателей был анонсирован новый сервис для бизнеса на базе искусственного интеллекта — Нейроофис. Продукт призван автоматизировать задачи по маркетингу, продажам, работе с клиентами, HR, дизайну, юридической поддержке и многим другим областям. В первую очередь такой виртуальный офис подойдет небольшим компаниям, у которых мало сотрудников. «С помощью Нейроофиса мы стремимся преобразовать сложные технологии в простые и понятные инструменты. Это позволит нашим клиентам сосредоточиться на том, что действительно важно, — на их бизнесе», — уверена Ирина Пономарева, руководитель департамента расчетных продуктов корпбизнеса Альфа-Банка.

Нейроофис не заменит полноценную команду, считают в банке. Но может помочь быстрее разобраться в различных областях бизнеса, ускорить повседневные рутинные процессы для сотрудников. Например, менеджер по работе с клиентами сможет обрабатывать в несколько раз больше запросов, имея на руках черновик ответа от ИИ — его нужно будет лишь проверить и опубликовать. Это синергия между реальным сотрудником и нейросетью, благодаря которой бизнес может быстрее развиваться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+