Екатерина Сойак: тренды развития франчайзинга в трех привлекательных сферах бизнеса
HoReCa: старейший рынок франшиз
Франшизы в области общепита и гостеприимства традиционно востребованы. Этому способствует и стабильный спрос на услуги в различных сегментах HoReCa, и широкий диапазон Форматов, которые предлагают Франчайзеры. Диапазон инвестиций в такие проекты — на выбор есть около 850 Франшиз — колеблется от 200 000 до 70 000 000 рублей.
Именно в HoReCa появились первые в России франшизы. В конце 90-х годов это были «Дока-пицца» и «Дока-хлеб». Baskin Robbins из США стала позднее первой иностранной франчайзинговой концепцией, пришедшей в нашу страну. И именно в НoReCa в 2022 году появилось больше всего новых концепций, которые увеличили долю этого сегмента в общей структуре франчайзинговых предложений на 3–5%.
В сфере гостеприимства безусловным трендом стали глэмпинги — комплексы для отдыха на природе с городским комфортом. Франшизы гостиниц, глэмпингов и кемпингов требуют весомых инвестиций — нескольких десятков миллионов рублей, но и живут они долго.
Среди тех, кто строит сегодня сети ресторанов, кафе и закусочных, довольно много компаний с многолетней историей корпоративного бизнеса, которые относительно недавно обратились к франчайзингу, чтобы расширить географию своего присутствия. Но в среднем бренды в области общепита запускают франшизы через 4,5 года после рождения, что является минимальным показателем по сравнению с другими сегментами франчайзинга. Есть и те, кто начинает предлагать франшизу уже через год-полтора после открытия первой корпоративной точки. Большинство таких концепций связаны с фастфудом — такими продуктами и форматами, как пицца, шаурма, хот-дог, пекарня, кофейня самообслуживания.
Услуги: движение вслед за спросом
На рынках услуг сейчас насчитывается около 1600 франшиз, и самый мощный рывок в развитии был сделан в сегменте медицинских лабораторий. В топ-10 соответствующего раздела рейтинга BuyBrand-2022 вошли сразу четыре клинико-диагностические компании, открывшие в прошлом году 567 партнерских точек. Однако очевидно, что интерес к диагностическому бизнесу сильно подогрел COVID-19. Не все лабораторные офисы, открытые по франшизам, долго проживут после окончания пандемии (о котором ВОЗ объявил в мае 2023 года) в условиях повысившейся конкуренции, и нужно с особой тщательностью просчитывать такие франчайзинговые проекты.
Среди других лидеров по количеству стартапов — партнерство в доставке товаров, beauty-бизнесе, детском спорте и образовании. При этом заметно, что услуги развиваются вслед за смежными рынками. Например, там, где открывается туристический объект, появляется потребность в разнообразных сервисах для туризма — от кафе до пунктов проката, центров приключений и салонов красоты. Мы уже видим увеличение количества франшиз в этих областях и ожидаем его дальнейшего роста. А B2B-франшизы множатся вслед за ростом потребностей малого бизнеса. Наибольшее развитие в этом секторе получили партнерские программы по ведению удаленной бухгалтерии.
Самые популярные услуговые франшизы — в медицине и beauty-бизнесе — сильно зависят от расходных материалов, многие из которых поставляются из-за рубежа. Соответственно, развитие бизнеса может осложнить рост валютных курсов и нестабильность поставок. Поэтому целесообразно присоединяться к брендам, которые имеют запас прочности — от возможности использовать альтернативных поставщиков до сохранения спроса даже в случае сильного роста цен.
Ретейл: заполнение освободившихся ниш
Количество новых торговых франшиз растет, и сейчас их насчитывается 520 в самых разных форматах — от небольших монобрендовых корнеров и островков, которые можно открыть с инвестициями от 1 млн рублей, до крупных магазинов, требующих вложений свыше 50 млн рублей.
Главная тенденция последнего года — запуск франчайзинговых программ отечественными и зарубежными компаниями, которые стремятся воспользоваться неудовлетворенным спросом, возникшим после ухода западных брендов. Наиболее активно создают и расширяют свои торговые сети производители одежды и обуви, а также мебельные предприятия. В частности, свою торговую компанию, планирующую развиваться по франчайзингу, создали бывшие поставщики IKEA. И среди новинок зарубежных франшиз, представленных в сентябре 2023 года на выставке BuyBrand, были две турецкие концепции в области продажи мебели, товаров для интерьера и сна.
Франшизы в ретейле запускают наиболее зрелые промышленные компании. Наш рейтинг BuyBrand показывает, что они начинают искать партнеров для построения розничной сети после 13–15 лет работы.
Старту в розничном франчайзинге сегодня способствует то, что потребители, вынужденно попробовавшие товары российских брендов, успели оценить качество лучших из них. Например, по опросам, 37% родителей уже переключились на детские вещи российского производства. Но покупательная способность населения в России не растет. А отечественные потребительские бренды часто зависят от зарубежного сырья, комплектующих и оборудования, что в изменчивой экономической и геополитической ситуации не позволяет уверенно прогнозировать себестоимость производства и надежность цепочек поставок. Поэтому важно, чтобы партнер по торговой франшизе имел достаточный запас прочности для бесперебойного снабжения товарами по оптимальным ценам.