К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Город будущего: как благотворительность стала частью городской среды в Москве

Фото: Вартан Айрапетян. На фото: участники Форума благотворителей и меценатов
Фото: Вартан Айрапетян. На фото: участники Форума благотворителей и меценатов
Классик писал, что квартирный вопрос москвичей испортил. Но за сто лет многое поменялось. Сейчас в Москве особенно активно развивается инфраструктура благотворительных проектов и возможность помогать другим есть на каждом шагу: в магазине за углом, салоне красоты или на сайте мэра Москвы. В городе появилась плотная социальная среда. Кто и как ее развивает, обсуждали на Форуме благотворителей и меценатов, организованном FCongress.

Коворкинги, рекурренты и поддержка НКО

Павел Симаков
Павел Симаков
Заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы

Игрок: мэрия Москвы

Павел Симаков, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы, отмечает, что городу важно развивать саму культуру благотворительности и помогать еще большему количеству людей.

В октябре 2020 года по инициативе городских НКО на mos.ru появился благотворительный сервис. Он позволяет каждому человеку безопасно поддержать благотворительные организации Москвы. За три года востребованность сервиса у горожан выросла в четыре раза. Сейчас на платформе представлено 88 благотворительных организаций, еженедельно в их пользу пользователи перечисляют в среднем более 1 млн рублей. Средства идут на помощь многодетным семьям, пожилым, людям с особенностями здоровья, а также бездомным животным и другим подопечным представленных в сервисе организаций.

«Платформа абсолютно открыта и прозрачна. А мы постоянно ищем новые возможности вовлекать все больше москвичей в благотворительность, развивая благотворительный сервис mos.ru. С момента создания платформы им воспользовалось уже более 95 000 человек, которые перечислили свыше 116 млн рублей в адрес подопечных благотворительных организаций», — добавляет Павел Симаков.

Кроме того, в городе работает сеть коворкинг-центров для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Сейчас в столице работает 11 таких центров, их услугами пользуется более 1600 НКО Москвы. В 2023 году был открыт центр «Среда своих», где проходят встречи, конференции и лекции для всех, кто интересуется темой благотворительности.

Поддержку Правительства Москвы сейчас получает более 2500 некоммерческих организаций. У мэрии есть и социальный маркетплейс «Москва — добрый город», где можно найти около 500 авторских работ. Еще один проект мэрии — «Город неравнодушных» — направлен на популяризацию благотворительности и некоммерческого сектора.

«Мы видим, что происходят изменения, все больше людей хотят быть волонтерами в некоммерческих организациях. А уже потом это переходит в системную благотворительность, горожане становятся амбассадорами организаций, приводят друзей», — отмечает Павел Симаков.

Теплые встречи с близкими людьми

Наталья Каминарская
Наталья Каминарская
Директор «Благосферы»

Игрок: Общественный центр «Благосфера»

«Благосфера» — общественное пространство, которое создавалось специально для того, чтобы здесь собирались жители города. В этом году «Благосфере» исполнилось восемь лет.

«По классической теории это называется «третье место», — рассказывает директор «Благосферы» Наталья Каминарская. — Первое — дом, второе — работа или учеба, у кого что, а третье место — то, куда мы приходим за реализацией того, чего не получаем в других местах. Где нам хорошо, есть близкие по духу люди, мы получаем поддержку, можем побыть в одиночестве или в интересной компании. Мы являемся органичной частью большого международного тренда на появление третьих мест — у людей во всем мире есть запрос на общение не онлайн, а глаза в глаза».

В центре есть кафе и коворкинг, магазин фонда «Второе дыхание» и студия звукозаписи, здесь проходят профессиональные мероприятия НКО. Это площадка, на которую каждый может прийти, провести здесь свое событие или поучаствовать в чужом мероприятии. Здесь проходят лекции, показывают кино, открыта подростковая гостиная — отдельное небольшое пространство, где могут собираться тинейджеры.

Посетители «Благосферы» также участвуют в развитии центра. «Если ты живешь в этой среде, ты начинаешь ее исследовать и начинаешь ее формировать. И в итоге становишься главным создателем этой среды», — говорит Наталья Каминарская.

Модный круговорот

Дарья Алексеева
Дарья Алексеева
Учредитель и директор Благотворительного фонда «Второе дыхание»

Игрок: «Второе дыхание»

Благотворительный фонд «Второе дыхание» — известная некоммерческая организация в России, которая занимается сбором, сортировкой, перераспределением и переработкой одежды и других вещей. В 2013 году, когда проект только зарождался, помещение под благотворительный магазин было найти сложно. Сейчас же торговые центры сами предлагают фонду открыть у них магазин. «Небольшой социальный бизнес вырос до трансеттера в области устойчивого развития, в котором готовы коллаборироваться и бизнес, и город, и медиа», — говорит основательница проекта Дарья Алексеева. Около 400 компаний уже установили или планируют поставить на своей территории контейнеры для сбора одежды. Так, группа компаний «Самолет» активно ставит контейнеры «Второго дыхания» в своих ЖК, создавая таким образом сервис для жильцов. То же происходит с фешен-ретейлом: теперь, забирая новые заказы на Lamoda, можно сразу сдать ненужные вещи и не перегружать шкаф.

«Мне кажется, ключевое, что нам позволяет развиваться, — это понимание интересов города и горожан, мы всегда готовы попытаться предложить то, что им нужно», — говорит Дарья Алексеева.

Магазин как центр активности

Анна Гусейнова
Анна Гусейнова
Руководитель социальных проектов направления устойчивого развития ТС «Пятерочка»

Игрок: «Пятерочка»

В августе 2021 года «Пятерочка» создала пилотный проект «Центры местного сообщества». Сейчас их 1350 по всей России. В супермаркетах сети проходят мастер-классы, благотворительные акции, творческие конкурсы и социальные проекты.

«Мы превращаем «Пятерочки» в открытые площадки, где жители, наши сотрудники, местные организации могут объединяться вокруг благотворительных, социальных, культурных инициатив — тех проектов, которые важны именно им, удовлетворяют их локальным интересам», — рассказывает Анна Гусейнова, руководитель социальных проектов направления устойчивого развития ТС «Пятерочка».

Перед тем как запустить проект, компания провела несколько исследований, во время одного из них выяснилось, в частности, что в Москве около 60% горожан либо совсем не знают своих соседей, либо знают только соседей по лестничной площадке. «Мы подумали, ведь наверняка плохо знающие друг друга соседи пересекаются ежедневно в наших магазинах. И тут же пришла идея проекта, нацеленного на создание среды для общения и взаимодействия внутри «Пятерочки», — говорит Анна Гусейнова.

Проекты от НКО и местных сообществ, реализуемые в центрах, как раз помогают лучше узнать соседей, да и сам район. Некоторые центры проводят пешие экскурсии в округе. В рамках проекта «Басмания, музей под открытым небом» прошла настоящая выставка — двести картин можно было увидеть на фасадах «Пятерочек» Басманного района. Добрые дела тоже объединяют. По инициативе сотрудников в одном из магазинов появилась корзина с бесплатными фруктами для пожилых людей. Она никогда не бывает пустой: посетители сразу наполняют. По словам Анны Гусейновой, простая местная благотворительность очень востребована. Причем исследование внутри сети показало, что участие важно не только местным жителям, но и самим сотрудникам. В командах магазинов, вовлеченных в социальную жизнь своих районов, на 20% выросла доля чувствующих себя счастливыми на рабочем месте.

Добрые соседи

Кира Смирнова
Кира Смирнова
Директор по устойчивому развитию группы «Самолет»

Игрок: ГК «Самолет»

Группа компаний «Самолет» активно участвует в благотворительности: поддерживает НКО, проводит с ними совместные мероприятия, например, во время фандрайзинговых кампаний удваивает пожертвования на платформе «Благо.ру». Компания вовлекает в благотворительность и жителей своих комплексов, создавая инфраструктуру для разных социальных инициатив. Всего у компании больше десяти благотворительных программ, в том числе поддержка подопечных фонда «Наставники детям». Вовлекаются в них и сотрудники. Вариантов участия много: это и pro bono помощь, и волонтерские проекты, и социальные кампании.

По словам Киры Смирновой, директора по устойчивому развитию группы «Самолет», результаты опросов показывают, что на качество жизни влияют два ключевых фактора. Первый — наличие социальных связей: знакомств, друзей, добрососедских отношений. Второй фактор — наличие рядом с домом инфраструктуры и рабочих мест. «Человеку важно, чтобы рядом с домом была вся необходимая инфраструктура, общественные пространства, места для досуга и развлечений. На этот запрос отвечает наш комплексный подход к развитию территорий. В новых районах мы создаем места приложения труда, социальные сервисы, социальную инфраструктуру, торговые и развлекательные объекты, пространства для отдыха и прогулок, зеленые пространства, создаем возможности для развития локального бизнеса, организуем коворкинги», — рассказывает Кира Смирнова.

Щедрая улица

Алена Арташева
Алена Арташева
Директор по коммуникациям фонда «Культура благотворительности» и лидер движения «Щедрый вторник» в России

Игрок: фонд «Культура благотворительности»

Международный день благотворительности «Щедрый вторник» проводится в России уже восемь лет. Координатор этого движения — фонд «Культура благотворительности». А в 2023 году впервые прошла акция «Щедрая улица», которая объединила городское сообщество. Первой щедрой улицей Москвы стала Покровка, акцию запускало комьюнити «Покровка и окрестности» совместно с фондом. В ней приняло участие около 30 кафе, баров, ресторанов, книжных магазинов, салонов красоты и других бизнесов на Покровке. В течение нескольких недель и в сам «Щедрый вторник» 28 ноября все участники перечисляли часть от доходов или всю прибыль на разные благотворительные проекты.

«Оказалось, что даже люди, которые мало знают о благотворительности или никогда с ней не сталкивались, готовы поддержать подобные инициативы. Мы пустили клич — люди откликнулись, а потом стали приходить по сарафанному радио и спрашивать, а как можно поучаствовать в акции», — рассказывает Алена Арташева, директор по коммуникациям фонда «Культура благотворительности» и лидер движения «Щедрый вторник» в России.

Кино для бездомных

Дарья Байбакова
Дарья Байбакова
Директор благотворительной организации «Ночлежка в Москве»

Игрок: «Ночлежка»

С 2018 года у петербургской благотворительной организации «Ночлежка» есть филиал в Москве, в районе Беговой. Задача «Ночлежки» — помочь бездомным людям выбраться с улицы. Первое время проекту было сложно найти помещение и объяснить местным жителям и застройщикам особенности работы. Три года назад ключевым партнером «Ночлежки» стал девелопер жилья премиум-класса — компания STONE. По словам Дарьи Байбаковой, директора «Ночлежки» в Москве, развивая инфраструктуру района, компании было важно показать, что он не только для тех, кто купил там квартиру или работает.

«Когда мы поняли, что проекты помощи бездомным людей пугают, мы поставили себе одной из задач стать для района общественным центром, который объединял бы разных людей», — говорит Дарья Байбакова. В московском филиале «Ночлежки» есть реабилитационный приют, консультационная служба, которая помогает с оформлением документов и решением сложных вопросов, ночной автобус, душевой пункт «Неравнодуш», пункт выдачи одежды и еды, «Дом на полдороги» — проект помощи бездомным людям с алкогольной зависимостью. Но в то же время к классическому для социальной работы с людьми улиц набору услуг здесь устраивают кинопоказы и фотовыставки, выставки современного искусства, есть английский клуб и проходят встречи анонимных алкоголиков.

«Наша работа — не просто создание центра помощи бездомным, это по сути создание городского сообщества, которому не все равно и которое готово брать на себя ответственность за тот мир, в котором хотелось бы жить. Этот запрос заметен», — добавляет Дарья Байбакова.

От ярмарки до оркестра

Юлия Данилова
Юлия Данилова
Главный редактор портала «Милосердие.ру»

Игрок: «Милосердие.ру»

Портал «Милосердие.ру» впервые провел масштабный благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» в декабре 2023 года: ярмарки, концерты, лекции, вертепные представления. Завершился он в Зарядье гала-концертом Большого симфонического концерта. У фестиваля было больше 30 партнеров — из бизнеса, области культуры и искусства.

«Получилась очень партнерская история, — рассказывает Юлия Данилова, главный редактор портала «Милосердие.ру». — Здесь могли встретиться люди, которые иначе вообще не пересекаются. Люди искусства, волонтеры, представители бизнеса, частные благотворители, сестры милосердия. И для всех это общий праздник». Площадки фестиваля посетили тысячи человек.

«Потребность, чтобы в жизни была красота и радость, — базовая для человека, — добавляет Юлия Данилова. — Именно этого в нашей городской среде не всегда, честно говоря, пока хватает. Поэтому мы отозвались на эту потребность. Ярких и радостных событий нужно больше».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+