К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Между Европой и Азией: в чем особенности развития бизнеса на Востоке и на Западе

Фото Colizeum
Фото Colizeum
В последнее время пристальное внимание зарубежных партнеров и покупателей к компаниям из России постепенно спадает. Для большей части людей страна происхождения бизнеса не имеет значения. В первую очередь смотрят на продукт, потом спрашивают, как преодолеть юридические ограничения. У нас, например, открыты юридические лица в Эстонии, Казахстане и Дубае. Как только партнеры понимают, что риска связи с Россией у них не будет, они готовы запускаться. Сейчас самое время выводить бизнес на зарубежные рынки. Какие из них выглядят наиболее привлекательными?
Николай Антонов
Николай Антонов
управляющий партнер сети Colizeum

Особенности Востока

Свободные ниши

Ближний Восток и его флагман Саудовская Аравия — сейчас самые интересные регионы для международной экспансии бизнеса. Эти страны долгое время были закрыты и культурно, и экономически. Первым открылся Дубай, но сейчас развиваются все. Это большие, богатые, интересные рынки. 

В частности, это золотая ниша для бизнеса в сфере развлечений. Многое из привычного досуга там запрещено: мужчины не ходят в бары и ночные клубы, часть фильмов не выходит в прокат, театров и галерей нет. Доминантное население мужское. Бизнесу легче привлечь свою целевую аудиторию, так как конкурентов не так много. Например, мы заметили, что очень хорошо воспринимается киберспорт. Саудовская Аравия инвестирует в него огромные деньги и, похоже, хочет стать лидером в разработке игр.

Цены выше

Один из главных плюсов открытия в странах Ближнего Востока бизнес в сфере киберспорта заключается в том, что там клиент платит за час игры в разы больше, чем в России. Так, в нашей стране час стоит $1,5, а в той же Саудовской Аравии — $7. При этом цена аренды и зарплата персонала не отличаются от московских.

Климатические условия

Почти весь год утром и днем на Ближнем Востоке жарко, поэтому жизнь оживает именно в ночное время. В местных торговых центрах в 12 ночи полно народу. В России поиграть ночью стоит меньше, а в арабских странах, наоборот, утренние и дневные часы самые дешевые, а вечер и ночь — самое популярное время для развлечений.

Фото Colizeum

Особенности Европы

Тяжелая на подъем аудитория

В России нужна одна маркетинговая точка касания с клиентом, а в Европе — минимум три-четыре. Только тогда есть вероятность того, что он обратит внимание на рекламу и зайдет в клуб. Европейским клиентам нужно больше времени на раскачку, они расспрашивают про каждую деталь. При этом ходят по развлекательным заведениям европейцы только в выходные — если в будни заглянуть в наш клуб, то кажется, что он на грани закрытия. Выручку мы добираем в выходные. 

Несуществующий рынок

Мы столкнулись с тем, что европейцы не понимают, что такое компьютерный клуб. В России мы делаем рекламные кампании со смыслом: «Приходи в киберспортарену», а в странах Европы мы вынуждены объяснять: «Приходи поиграть в компьютер и участвовать в турнирах». Только так нам удается привлекать новых клиентов. Более того, в Европе никто не проводил турниры, для них это что-то абсолютно новое. В России в дни, когда проходят турниры, выручка больше в 1,5 раза по сравнению с обычным днем, а там — в три раза. 

Консервативные партнеры

У нас нет конкурентов в Европе и Азии, похожие клубы для киберспорта существуют только в США. Это связано с особенностями предпринимательской культуры. Европейский бизнес более консервативен. Там легче — с точки зрения социальных благ, уверенности в завтрашнем дне — пойти на работу, чем запускать собственный бизнес. Много сложностей на старте: сложно найти помещение, получить кредит под бизнес, высокие налоги. Но, как правило, даже если трудно на старте, высокая стоимость услуг и платежеспособность населения вытягивают финансовую модель. 

Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+