Между Европой и Азией: в чем особенности развития бизнеса на Востоке и на Западе
Особенности Востока
Свободные ниши
Ближний Восток и его флагман Саудовская Аравия — сейчас самые интересные регионы для международной экспансии бизнеса. Эти страны долгое время были закрыты и культурно, и экономически. Первым открылся Дубай, но сейчас развиваются все. Это большие, богатые, интересные рынки.
В частности, это золотая ниша для бизнеса в сфере развлечений. Многое из привычного досуга там запрещено: мужчины не ходят в бары и ночные клубы, часть фильмов не выходит в прокат, театров и галерей нет. Доминантное население мужское. Бизнесу легче привлечь свою целевую аудиторию, так как конкурентов не так много. Например, мы заметили, что очень хорошо воспринимается киберспорт. Саудовская Аравия инвестирует в него огромные деньги и, похоже, хочет стать лидером в разработке игр.
Цены выше
Один из главных плюсов открытия в странах Ближнего Востока бизнес в сфере киберспорта заключается в том, что там клиент платит за час игры в разы больше, чем в России. Так, в нашей стране час стоит $1,5, а в той же Саудовской Аравии — $7. При этом цена аренды и зарплата персонала не отличаются от московских.
Климатические условия
Почти весь год утром и днем на Ближнем Востоке жарко, поэтому жизнь оживает именно в ночное время. В местных торговых центрах в 12 ночи полно народу. В России поиграть ночью стоит меньше, а в арабских странах, наоборот, утренние и дневные часы самые дешевые, а вечер и ночь — самое популярное время для развлечений.
Особенности Европы
Тяжелая на подъем аудитория
В России нужна одна маркетинговая точка касания с клиентом, а в Европе — минимум три-четыре. Только тогда есть вероятность того, что он обратит внимание на рекламу и зайдет в клуб. Европейским клиентам нужно больше времени на раскачку, они расспрашивают про каждую деталь. При этом ходят по развлекательным заведениям европейцы только в выходные — если в будни заглянуть в наш клуб, то кажется, что он на грани закрытия. Выручку мы добираем в выходные.
Несуществующий рынок
Мы столкнулись с тем, что европейцы не понимают, что такое компьютерный клуб. В России мы делаем рекламные кампании со смыслом: «Приходи в киберспортарену», а в странах Европы мы вынуждены объяснять: «Приходи поиграть в компьютер и участвовать в турнирах». Только так нам удается привлекать новых клиентов. Более того, в Европе никто не проводил турниры, для них это что-то абсолютно новое. В России в дни, когда проходят турниры, выручка больше в 1,5 раза по сравнению с обычным днем, а там — в три раза.
Консервативные партнеры
У нас нет конкурентов в Европе и Азии, похожие клубы для киберспорта существуют только в США. Это связано с особенностями предпринимательской культуры. Европейский бизнес более консервативен. Там легче — с точки зрения социальных благ, уверенности в завтрашнем дне — пойти на работу, чем запускать собственный бизнес. Много сложностей на старте: сложно найти помещение, получить кредит под бизнес, высокие налоги. Но, как правило, даже если трудно на старте, высокая стоимость услуг и платежеспособность населения вытягивают финансовую модель.