Человек в центре: почему обучение и развитие должны быть встроены в рабочий процесс
Рынок труда во многих сферах стал кандидатским, все сложнее найти работника, соответствующего требованиям. При этом многие навыки быстро устаревают, и сотрудникам необходимо переобучение и повышение квалификации на регулярной основе. Исследования Gallup показывают, что из-за низкого уровня вовлеченности персонала ежегодно бизнес теряет около 9% глобального ВВП. А по результатам исследования трендов в обучении Школы управления СКОЛКОВО, в 2023 году в большинстве крупных компаний приоритетом стало развитие и удержание лучших сотрудников. В то же время данные опроса платформы hh.ru показывают, что соискатели теперь обращают внимание, насколько человекоцентрична компания, и считают, что работодателям следует заботиться об эмоциональном и физическом здоровье сотрудников.
Человекоцентричность не инструмент, а подход, при котором для компании некогда просто функциональная единица становится личностью со своим мнением, жизненным опытом, потребностями, особенностями, установками, мечтами, планами на будущее и окружением. «Исследования показывают, что, вопреки устоявшемуся мнению, в ситуации кризиса успешнее оказываются не те, кто ориентирован на решение задачи и гонит людей без эмпатии к цели, а те, кто способен разговаривать с людьми, чувствовать, принимать и поддерживать», — делится своими наблюдениями Марк Розин, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинга».
«Синергия бизнес-задач компании и человека как творца своей жизни создает в буквальном смысле волшебство», — считает Марта Леман, управляющий директор HR-платформы «Пульс». В организациях, которые практикуют человекоцентричный подход, обучение и развитие встроены в рабочий процесс.
Самый простой способ помочь сотруднику — автоматизировать рутинные задачи. «За счет автоматизации у человека появляется человек. Конечно, остается большая часть работы, которую невозможно делегировать машине, но высвобождается больше времени и ресурсов на решение сложных задач, нетворкинг и участие в командообразующих мероприятиях», — говорит Марта Леман.
Самоопределение как тренд
«Если раньше можно было делать вид, что человек в бизнесе — зрелый осознанный субъект, лишенный внутренних конфликтов и не привносящий их в рабочее пространство, что не нужно принимать во внимание его психологию, то сейчас уже всем ясно, что это лишь «отрицание очевидного», — говорит Андрей Россохин, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ, Executive Coach бизнес-школы INSEAD. Кризис последних лет привел к тому, что наряду с hard skills (профессиональными навыками) и soft skills (гибкими навыками) появился класс self skills — навыков познания самого себя.
По словам директора Департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Дениса Конанчука, в период больших вызовов и кризисов личные стратегии часто приходят в конфликт с бизнесовыми. Люди начинают сначала думать про свою жизнь, а потом уже заботятся о бизнесе. Раньше было наоборот. «Много интересного в бизнес-образовании появится не из сферы бизнеса, а из сферы нейронауки, психологии, даже телесных практик. Все начнут больше работать с собой — не только со здоровьем, а еще и с тем, кто я такой, как я мыслю, откуда у меня смыслы, откуда у меня силы», — считает Денис Конанчук. Подобного мнения придерживается и Светлана Чумакова, мастер — сертифицированный коуч и первый президент ICF в России, генеральный директор и ведущий коуч-тренер Международной академии коучинга, Executive Coach. По ее словам, развитие осознанности помогает людям выявить и определить, кем они являются, кем хотят быть, что происходит с ними в текущем моменте, каким образом видение и предназначение своей жизни проносить через самые сложные времена.
Роль технологий
Человекоцентричный подход стал возможным благодаря современным технологиям. Анализ больших данных дает понимание, что имеет особое значение для человека, где лежит зона его интересов, в каких знаниях он нуждается, какие навыки хочет развивать, в каком направлении строить карьеру. В HR-платформе «Пульс» от «Сбера» на основе обработанной информации алгоритмы индивидуально подбирают программы обучения с учетом потребностей, имеющегося опыта, поставленных задач, предпочитаемого способа и темпа обучения. А сбор данных о процессе обучения и сквозная аналитика дают возможность определить, есть ли сложности в обучении, нужно ли что-либо изменить, предложить дополнительные материалы или курсы, улучшить усвоение получаемой информации и отработку навыков. Более того, посредством сквозной аналитики есть возможность отследить корреляцию между инвестициями в обучение человека и раскрытие его потенциала с производительностью труда и результатами деятельности.
Облачные технологии дают возможность реализовать сложные системы обучения, упростить процессы для пользователей. Они делают обучение доступным практически везде, где есть интернет. XR-технологии стирают расстояния и границы, устраняют барьеры и сложности в обучении. Геймификация, иммерсивные технологии и различные вовлекающие методики, подстраивающиеся под стиль обучения, помогают усвоить и отработать пройденное. Да и в целом отработка навыков стала возможна в различных форматах: от общения в чат-ботах до взаимодействия в метавселенных и симуляторах. Это делает образовательный процесс более эффективным.
Наконец, с помощью инструментов прогнозирования можно заранее определить, какие знания, навыки и умения понадобятся сотруднику в будущем, и подготовить соответствующие программы обучения, а непредвзятая оценка прогресса в обучении и объективная обратная связь от ИИ, по результатам которых рекомендуются дальнейшие шаги, осуществляются на постоянной основе.
Мир изменился. От линейной модели «родился — детский сад и школа — училище или вуз — 40 лет на одном предприятии — пенсия» мы пришли в стадию, когда люди получают несколько профессий, реализуются в нескольких направлениях и в совершенно разных отраслях. В этой парадигме меняется и роль обучения: это уже не определенный период в жизни, а постоянный процесс получения новых знаний, приобретения и оттачивания навыков. И если компания хочет удержать сотрудников, без человекоцентричного подхода не обойтись.