Рустам Убайдуллаев, начальник управления координации градостроительной документации и инвестиционных проектов Департамента развития новых территорий города, убежден, что Новая Москва — это самый масштабный и амбициозный столичный проект, в который изначально закладывалось множество смыслов. Одной из основных задач на этапе принятия градостроительных решений было не утратить колоссальный рекреационный потенциал данной локации, ведь здесь около 50% территории занимают леса и водоемы. «Лучшей экологии в Москве просто нет, место идеально для жизни», — считает он.
На начальной стадии освоения территорию Новой Москвы поделили на точки градостроительной активности («точки роста»). Главной задачей стали интеграция транспортной инфраструктуры и доведение ее до столичного стандарта. В итоге сегодня Новая Москва больше не выглядит изолированным архипелагом — здесь есть и метро (построено три линии, открыто 10 станций, и это не предел), и высококачественный стабильно работающий наземный транспорт, и два железнодорожных направления, и вылетные магистрали (около 350 км). Городские инвестиции в первую очередь были направлены на развитие транспортной инженерной инфраструктуры, что стало драйвером для старта многих девелоперских проектов. Помимо транспорта, власти города также уделяют много внимания благоустройству: в Новой Москве разбивают парки, организуют спортивные площадки, создают комфортные зоны отдыха у воды.
Всего за 10 лет в Новой Москве было построено около 30 млн кв. м недвижимости, 20 млн из которых — это жилье. Следующей насущной задачей является снижение маятниковой миграции населения, чтобы люди могли в шаговой доступности иметь разнообразные рабочие места, отвечающие их потребностям. Помочь этому призвана городская программа предоставления земельных участков под масштабные инвестиционные проекты. Некоторые из них уже стартовали, например строятся завод модульного домостроения и завод по производству аккумуляторов для электробусов. Важно отметить, что поэтапная реализация отдельных проектов приводит к появлению на территории крупных многофункциональных кластеров. Так, Comcity изначально планировался как сугубо офисный объект, а теперь в составе МФК есть и развитый ретейл, и гостиница, и рядом есть жилье. Или «Внуково Логистик» — здесь уже более 1 млн кв. м, сюда интегрировано высокоинтеллектуальное роботизированное предприятие «Почты России» и огромное количество предприятий по металлообработке.
В 2023 году на территории Новой Москвы насчитывалось 720 000 жителей. И 280 000 рабочих мест (с 2012 года их количество утроилось): это производства, логистика, финансовый сектор и IT, социальная сфера, малый и средний бизнес, строительство.
Кажется, что за громадьем новых строек как-то забылась идея сделать малоэтажную Новую Москву. По словам Татьяны Полиди, вице-президента фонда «Институт экономики города», Московская агломерация пока вообще не ставит во главу угла эту тему. Впрочем, по мнению Рустама Убайдуллаева, важно не количество этажей, а мультиформатность застройки — она должна быть разной, чтобы у людей был выбор. По факту в настоящее время многоэтажная более выгодна для девелоперов. Тем не менее каждый год в Новой Москве стабильно вводится и 0,5 млн кв. м малоэтажного жилья, в формате ИЖС и таунхаусов, интегрированных в городскую среду.
Триггером для развития индивидуального жилищного строительства стала пандемия коронавируса, когда резко вырос спрос на загородную недвижимость. Кроме того, по словам Убайдуллаева, в настоящее время примерно 70% переезжающих в Новую Москву — это молодые семьи, многие из которых работают удаленно: «И они хотят комфортной загородной жизни в собственном частном доме». Таким образом, малоэтажному рынку тоже есть куда расти.