К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровой баланс: не упустить «окно возможностей» в разработке новых технологий

Фото: Пресс-служба Росатом
Фото: Пресс-служба Росатом
Для многих стран мира Россия может стать альтернативным поставщиком цифровых технологий, помогающим избавиться от доминирования глобальных IТ-монополистов. Директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева — о том, как на практике реализовать стратегию экспорта технологического суверенитета.

— Екатерина Борисовна, один из приоритетов развития нашей страны сегодня — это обеспечение технологического суверенитета. При этом значительная часть повестки осенней отраслевой конференции по цифровизации Росатома была посвящена вопросам развития международного бизнеса в сфере «цифры». Как сочетается задача обеспечения технологической независимости с планами международной кооперации Росатома в цифровой сфере? Это… антонимы или…

— Синонимы, конечно! Ни Россия, ни Росатом не намерены идти по пути самоизоляции и автаркии. Наоборот. Сегодня мы еще более активно ищем новые возможности взаимодействия с нашими партнерами за рубежом, которых у нас в мире очень много.

Уже очевидно, что попытка «вытолкнуть» нашу страну с цифрового трека после принудительного отзыва западных вендоров IТ с нашего рынка провалилась. Безусловно, ограничение возможностей доступа к решениям ряда ведущих западных производителей ПО требует от участников российской IТ-индустрии согласованных усилий по обеспечению технологического суверенитета страны в цифровой сфере. Это очень серьезная и непростая работа, которая ведется при прямой поддержке государства. Но есть и другая сторона медали. Опыт, который мы обретаем сегодня, завтра станет базой для расширения торгового предложения России на мировом IТ-рынке.

— Каким вы видите уникальное торговое предложение Росатома на зарубежных рынках цифровых технологий в новых условиях?

— Уже к началу текущего века «глобализация» на рынке IТ стала напоминать хорошо известную по учебникам монополизацию: в целом ряде сегментов транснациональные IТ-корпорации постарались закрепить за собой целые классы индустриального ПО, «назначить» себя эксклюзивными поставщиками ключевых цифровых технологий. А затем применительно к России была предпринята попытка использовать информационные технологии как инструмент влияния, внешнего воздействия. Руководство страны дальновидно не исключало такой поворот событий, и во многих сферах экономики мы были готовы к вынужденной изоляции.

Важно и то, что все это происходило на глазах международного сообщества. И десятки стран сделали выводы из увиденного. Во многих государствах мира люди начали задаваться вопросом: если «цифра» становится основным ресурсом конкурентоспособности промышленности, то в чьих руках сосредоточен контроль над ключевыми решениями и продуктами?

В итоге сегодня формируется новый подход: никто не должен иметь права «выключить» цифровую составляющую конкретного бизнеса или цифровую инфраструктуру целой страны. А значит, лучший выход — диверсификация портфеля поставщиков технологий и продуктов.

Российские цифровые продукты способны выступить в роли альтернативного, «уравновешивающего» источника индустриальных цифровых технологий для широкого круга международных партнеров, которые заинтересованы в укреплении цифрового суверенитета, в балансировке портфеля импортируемых IТ-решений

Вот об этом мы много и подробно говорили на нашей отраслевой конференции, в том числе с участием опытных экспертов-международников.

— Речь идет о концепции экспорта технологического суверенитета?

— Да. И в основе планов глобализации цифрового рыночного предложения Росатома лежит богатый исторический опыт отрасли.

Приходя со своими «классическими» энергетическими проектами на рынки зарубежных государств, Росатом всегда стремится обеспечить комплексный результат. Мы ведь не просто «строим АЭС». Росатом приносит международным заказчикам энергетическую независимость на многие десятилетия (почти столетие!) и многочисленные дополнительные эффекты: от формирования научных, образовательных сообществ и компетенций — до развития рынка труда.

В том же русле мы намерены действовать и в сфере «цифры». Мы собираемся не просто «продавать» цифровые продукты, а готовы развивать IТ-рынки дружественных стран в рамках широкой кооперации. Будем вовлекать партнеров в создание новых технологий и вместе осваивать мировой рынок. Во взаимодействии с другими российскими IТ-компаниями мы намерены предложить многочисленным промышленным предприятиям в странах-партнерах новое российское индустриальное ПО, разработка которого идет сегодня полным ходом.

И, конечно же, в помощь нам — сила бренда Росатома. Обладая высочайшей международной репутацией, Росатом способен выступить своего рода «ледоколом» наращивания российского IТ-экспорта, проводя за собой на зарубежные рынки «караваны» разработчиков отечественных цифровых решений.

— Но на повестке дня остается вопрос о функциональной готовности российских цифровых продуктов к прямой конкуренции с зарубежными решениями, многие из которых развиваются уже не одно десятилетие и при хорошем финансировании…

— Именно поэтому мы работаем одновременно по нескольким направлениям, стараемся действовать «нелинейно».

Первое — «сделать свое». Технологический суверенитет отрасли, промышленности, страны — тот «гигиенический» уровень, которого нам необходимо добиться и, далее, надежно его поддерживать.

Второе — это наше стремление «сделать лучше». Ведь сегодня у нас есть возможность поднять на новый уровень уже известные цифровые технологии, опираясь на более современные подходы и критически осмыслив опыт использования западных решений. Именно сегодня отечественные разработчики имеют уникальную возможность заново изобрести целые классы ПО на самых современных принципах.

И, наконец, третий принцип — использовать все возможности для того, чтобы «уйти в отрыв». Фокусировка на технологиях нового поколения — таких как квантовые технологии и искусственный интеллект для промышленности — это реальный шанс для обеспечения стратегического лидерства Росатома и страны в целом на очередном технологическом витке. По сути, мы говорим о переходе от догоняющей модели к опережающему развитию, чтобы вывести на рынок — как внутренний, так и мировой — цифровые продукты, которые будут превосходить современные импортные аналоги.

— Можно привести пример — как будет выглядеть практическая реализация такой стратегии применительно к конкретным классам индустриального ПО?

— В качестве примера могу привести один из ключевых классов промышленного ПО, а именно — PLM-системы, предназначенные для управления жизненным циклом сложных изделий.

Росатом уже разработал импортонезависимую PLM-систему среднего класса «Сарус». А сегодня, в рамках исполнения поручений Председателя Правительства РФ по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений в ключевых отраслях экономики, мы активно работаем над проектом создания отечественной PLM-системы тяжелого класса.

Мы видим, что эволюция иностранных систем полного жизненного цикла продолжается. В частности, ведущие зарубежные поставщики PLM активно развивают «облачные решения», ведут разработку инструментария для работы с большими данными, присматриваются к возможностям искусственного интеллекта. Как следствие, нам необходимо решить сложную, комплексную задачу.

Требуется заместить решения иностранных вендоров, ушедших с российского рынка, но одновременно – создать решения следующего поколения – такие, какими одни должны быть к концу десятилетия. И мы верим, что эта задача может быть успешно решена

Для этого Росатом предлагает создать интеграционную платформу, которая позволила бы «бесшовно» обмениваться всеми необходимыми объемами данных о разрабатываемых и эксплуатируемых изделиях между различными информационными системами. Благодаря созданию такой платформы можно будет обеспечить и доступ к единым верифицированным библиотекам нормативно-справочной информации. Это принципиально важно, поскольку до сих пор каждое отдельно взятое предприятие тратит на это много ресурсов.

Мы ожидаем, что такой подход позволит связать воедино программное обеспечение различных разработчиков и накапливание необходимой базы больших данных, которая станет основой для последующего применения машинного обучения и развития PLM-решений на базе искусственного интеллекта. В том числе мы говорим о применении генеративного искусственного интеллекта для разработки и проектирования новых видов промышленных изделий.

— То есть Росатом не пытается создавать новое поколение российского промышленного ПО исключительно собственными силами, а делает ставку на партнерскую модель?

— Именно так. Возвращаясь к тому, с чего мы начали этот разговор: в сфере создания нового индустриального программного обеспечения Росатом точно так же не намерен идти по пути самоизоляции, как и в сфере международного бизнеса. Мы видим себя в роли координатора, центра притяжения компетенций и организатора площадок для совместной работы. Это открытая рыночная политика, которая полностью соответствует той логике, в которой работают сегодня индустриальные центры компетенций (ИЦК).

Для успешного продвижения российских информационных технологий на международный рынок необходимо создавать альянсы крупных отечественных промышленных компаний и IТ-разработчиков. Это обеспечит совместное развитие и вывод на международный рынок конкурентоспособных цифровых продуктов.

В качестве примера могу привести еще один важнейший класс индустриального ПО — системы математического моделирования и инженерного анализа (САЕ). По инициативе Росатома в стране создан Консорциум разработчиков и потребителей CAD/САЕ, цель которого — сформировать максимально качественное и функциональное рыночное предложение в этом сегменте благодаря объединению усилий различных игроков. В том числе конкурирующих друг с другом.

Роль Росатома в развитии альянса по матмоделированию состоит в создании платформенных решений, на которых смогут объединить усилия как независимые разработчики, так и промышленные предприятия. Такой формат предполагает сохранение здорового соперничества, что в итоге будет работать на усиление консолидированного российского предложения и на зарубежных рынках. Не следует бояться конкуренции! В сфере математического моделирования линейка потребностей предприятий настолько широка, что места хватит всем. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше игроков приходило на этот рынок для участия в национальной САЕ-платформе.

Только так мы сможем предложить как российскому, так и зарубежному потребителю рыночный продукт с максимальной функциональностью.

— Каковы количественные параметры стратегии цифрового экспорта Росатома до 2030 года?

— В рамках «Цифрового видения–2030», которое разработано и реализуется в Госкорпорации, у нас предусмотрен соответствующий целевой ориентир.

Мы стремимся к тому, чтобы к концу текущего десятилетия цифровые технологии и решения Росатома применялись не менее чем в 30 странах мира, а также намерены войти в мировой топ-5 по ряду приоритетных классов индустриального программного обеспечения

На фоне происходящих в мире изменений все более острым становится вопрос о гарантиях свободного и недискриминационного доступа пользователей, предприятий и целых стран к цифровым технологиям, продуктам и сервисам. Стремление многих государств к повышению устойчивости национальных экономик и диверсификации источников заимствуемых технологий потенциально формирует устойчивый, долговременный спрос. Теперь наша общая задача состоит в том, чтобы не упустить открывшееся «окно возможностей». И ответить на этот спрос адекватным предложением.


Официальные аккаунты «Цифровой Росатом»

ВКонтакте

Telegram

Дзен

RuTube

YouTube

TenChat

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+