Передача дел: становление и развитие регулирования сделок по выходу из активов
Процесс передачи рядом международных корпораций из «недружественных» государств российских активов в пользу менеджмента, отечественных или «дружественных» иностранных инвесторов повлек создание и стремительное развитие нового формата регулирования таких сделок. Прежде всего имеем в виду сделки, согласование которых начало осуществляться подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Первый шаг, пожалуй, был сделан в марте 2022 года, когда Указом Президента РФ к требующим обязательного согласования в подкомиссии были отнесены сделки с акциями и недвижимостью. На повестке появились первые масштабные сделки по выкупу активов уходящих иностранных инвесторов с громкими «вывесками», а также по передаче управления ряда активов локальному менеджменту.
Следующим крупным событием стало распространение в сентябре 2022 года режима регуляторных согласований на сделки с долями ООО. Причем речь шла не только о сделках, покупателем по которым выступал российский резидент, но и о ситуациях, когда сделка совершалась между иностранцами, в том числе за рубежом, но касалась российских предприятий.
Безусловно, этот шаг кратно увеличил количество сделок в повестке подкомиссии. С другой стороны, подкомиссия, очевидно, уже была готова к таким вызовам и успешно справилась с потоком. Принципиально важно то, что в работу были активно вовлечены ведомства, курирующие затрагиваемые сделкой отрасли. Они стали «первым фильтром» и «арбитром», оценивающим сделки по существу, прежде всего, под углом перспектив сохранения работоспособности продаваемого актива и его развития.
На сессии звучали внушительные цифры о том, что подкомиссия провела уже несколько сотен заседаний, которые зачастую проходят по несколько раз в неделю.
В то же время было предоставлено исключение, согласно которому совершение сделки компаниями из числа «дружественных» юрисдикций, либо так называемыми контролируемыми иностранными компаниями российских налоговых резидентов (КИК), не требует согласия Подкомиссии.
Параллельно Комиссия начала формировать и развивать специальные требования к совершению сделок, оформляя эти требования протокольными решениями.
Так, последовательно были введены требования по рыночной оценке продаваемого актива, применению дисконта не менее 50% от оценки, понижающего итоговую сумму сделки, разрешаемую подкомиссией к выплате в пользу «недружественного» продавца, а также рассрочки платежа.
Участники дискуссии отметили важность проведения обоснованной рыночной оценки актива. По мнению Василия Савина из KEPT, оценщики обязаны учитывать изменившиеся условия, в частности, взаимоотношения с холдинговыми компаниями, изучать договоры, понимать, какой доступ к интеллектуальной собственности остается у компании — в этой связи важно учитывать, что исторические результаты деятельности компании могут быть несопоставимы с перспективными прогнозами. С точки зрения методов эксперт рекомендует доходный подход к оценке. Если нет понимания, как бизнес будет существовать в перспективе, то допустим затратный подход.
Помимо требований к рыночной оценке актива, был введен так называемый exit tax, т.е. добровольный взнос в бюджет, параметры которого также изменялись в сторону повышения (от 10% от цены сделки/половины от оценки до 15% от всей рыночной стоимости отчуждаемого актива). Участники сессии подискутировали о том, насколько такой платеж должен повышать издержки для покупателя, либо его смысл все же — повышение таких издержек для продавца, а также о том, насколько на практике происходит разделение таких издержек. Были отмечены подходы, когда сумма exit tax в той или иной степени может вычитаться и из итоговой цены сделки по согласованию сторон.
Следует отметить еще несколько немаловажных деталей. На покупателя начали накладывать KPI в части сохранения технологического потенциала приобретаемой компании, рабочих мест, исполнения контрактов. Опция обратного выкупа актива (опцион колл) продавцом была существенно ограничена двумя календарными годами после сделки.
Участники дискуссии, обсуждая цели работы подкомиссии, назвали в качестве одной из важнейших сохранение стабильности работы отечественных предприятий — чтобы оставались технологии, которые они используют, а люди не теряли рабочих мест.
Транспарентность подходов подкомиссии была отмечена Сергеем Левиным («Юнирест»), который, комментируя кейс по приобретению российского бизнеса международной сети KFC, отметил, что каких-то экстраординарных KPI правкомиссия не выставляла и не предъявляла.
Мы же отметим, что вводимые изменения значительно сократили, например, случаи передачи российских активов зарубежных компаний в пользу локального менеджмента за номинальный 1 рубль с опцией обратного возврата актива, работающей весьма длительный срок. Требования подкомиссии подразумевают рыночный характер сделки и необходимость привлечения соинвестора/проектного финансирования в подобных случаях.
Рассматривая особенности подобных сделок, стоит упомянуть, что во многих случаях их заключению предшествует конкурентная борьба различных претендентов на актив. В этой связи достаточно типичным в практике является вопрос — может ли каждый из инвесторов подать заявку и получить решение подкомиссии на совершение сделки, либо таким заявителем должен быть исключительно один номинант. Он не случаен и в том смысле, что в практике согласования сделок по антимонопольному законодательству подача ходатайств за разрешением ФАС со стороны нескольких претендентов на актив является распространенной.
Кажется, что подкомиссия, столкнувшись с такой проблемой, выработала достаточно взвешенный подход в пользу единственной заявки с подтверждением намерений сторон, подписанным договором купли-продажи, и наличием предварительного согласования со стороны релевантного ведомства.
В этой связи участники дискуссии отметили весьма важную роль отраслевых регуляторов как первого окна в рассмотрении сделок, выстраивающих диалог с ее участниками. Экспертное мнение ведомств — одно из условий принятия итогового решения подкомиссией.
В то же время сохранил свою значимую роль антимонопольный контроль подобных сделок со стороны ФАС. Важным шагом в данный период стало повышение с 800 млн до 2 млрд рублей пороговых значений стоимости приобретаемых компаний, где для сделки нужно предварительное согласие регулятора. Таким образом, определенная часть сделок по продаже российских предприятий зарубежными собственниками в пользу отечественных инвесторов была освобождена от согласования ФАС ex ante в пользу направления уведомления ex post.
В период становления нового регулирования сделок и в тех случаях, когда покупателем выступает отечественный инвестор, регуляторами был выработан подход параллельных процессов согласования, и у сторон возникала возможность не ждать решения подкомиссии для подачи ходатайства в ФАС.
В июле 2023 года подкомиссия изменила подход. Теперь иные требуемые для совершения сделки регуляторные согласования должны быть получены до ее одобрения подкомиссией. Однако в части антимонопольного контроля такая приоритетизация, на наш взгляд, не должна привести к существенным изменениям ожидаемых сроков получения регуляторных согласований. Имеется в виду возможность параллельно инициировать работу по рассмотрению сделки курирующим отрасль ведомством для согласования ее параметров и ФАС.
Объективно несколько иная ситуация в случаях, когда сделка по выкупу активов «уходящих» западных компаний требует согласия правкомиссии по законодательству о стратегических инвестициях. С декабря 2022 года здесь было внесено несколько важных законодательных поправок. Во-первых, введен перечень «квази-стратегических» видов деятельности компаний, сделки, в отношении которых по решению Председателя Правительства РФ требуют согласия правкомиссии. Во-вторых, бенефициары компаний — потенциальные покупатели, имеющие ВНЖ любого иного государства, будучи исключительно гражданами и налоговыми резидентами РФ, были признаны иностранными инвесторами. Во многом данные поправки систематизировали выработанные на практике подходы и в определенной степени обозначили новый вектор развития регулирования.
Как отмечает Андрей Цыганов, ужесточения законодательства не произошло. Президентом РФ в Стратегии национальной безопасности перед ФАС России поставлена задача усилить контроль за иностранными инвестициями в стратегических секторах российской экономики.
Интересная дискуссия развернулась о том, насколько сочетаются между собой разрешения на сделку подкомиссии в рамках контрсанкционных Указов Президента РФ и правкомиссии по законодательству о стратегических иностранных инвестициях, когда сделка требует получения разрешения от обеих. Имеется в виду текущее требование по получению всех иных регуляторных согласований для рассмотрения сделки подкомиссией, а также наличие в релевантном акте Правительства РФ прямого указания на отнесение сделок по стратегическим инвестициям к компетенции правкомиссии. В итоге предложено подумать над возможными разъяснениями на этот счет в целях формирования единообразного алгоритма действий для бизнеса.
Активную экспертную дискуссию вызывают и два регуляторных режима для сделок по выходу «западных» инвесторов из российских активов. Прежде всего речь идет о сделках в отношении активов в сфере ТЭК, недропользования и некоторых финансовых организаций, отчуждение которых «недружественными» иностранными инвесторами требует специального разрешения Президента РФ (Указ №520). Такой режим был введен в августе прошлого года, и практика применения такого особого регулирования развивалась.
Прежде всего, в рамках дискуссии с регуляторами на сессии подтверждено, что получение на сделку специального разрешения Президента РФ, как правило, освобождает стороны от иных регуляторных согласований в России. Вместе с тем была подчеркнута большая строгость данного регулирования, отсутствие текущих планов распространения требований на сделки по Указу №520, принятых для других Указов, касающихся исключений по КИК и «дружественному» контролю.
Озвучивались уже обсуждаемые в экспертных кругах потенциальные нововведения, в соответствии с которыми предварительное рассмотрение заявок на согласование данных сделок могло бы осуществляться на площадке подкомиссии, чтобы использовались уже наработанные подходы. И подкомиссия выдавала бы Администрации Президента рекомендацию о том, целесообразна ли сделка для дальнейшего рассмотрения и принятия итогового решения.
Не обошли вниманием и практику передачи предприятий во временное управление государству на основании принятого в апреле этого года специального Указа Президента №302. На текущий момент таких примеров несколько, и все они — из значимых для экономики отраслей от электроэнергетики до производства продовольственных товаров. Данное регулирование имеет «штучный», «точечный» характер, обусловленный определенным набором обстоятельств. Реализация механизма расширяется.
Резюмируя дискуссию, хочется отметить, что за прошедшие полтора года удалось создать и стремительно адаптировать новое регулирование сделок слияний и поглощений в России, встроить его в повестку уже существующих мер контроля и применять для достижения концептуально важных целей: добивания передачи активов в пользу добросовестных инвесторов c максимально возможным сохранением технологического/рыночного потенциала вкупе с применением ограничительных мер, в том числе в части суммы сделки, подлежащей выплате продавцам из «недружественных» юрисдикций.