Косметология, которая отличается: подход Residence of Beauty
— Что привлекло вас в профессии врача?
— У меня с самого детства было ощущение, что я должна стать врачом. Перед глазами не было соответствующих примеров — я выросла в деревне в семье учителей. Думаю, на меня сильное впечатление произвела смерть мамы, когда мне было пять лет. Уже к семи годам — я четко помню — хотела спасать людей и делать все возможное, чтобы дети не оставались без родителей. Этот случай стал для меня источником вдохновения и мощным стимулом.
Никто в семье не настаивал на выборе конкретной профессии, хотя многие мои родственники — сильные уважаемые учителя. За это я им очень благодарна. Я стала врачом, но влияние семьи отразилось на моем подходе к работе. Открытие института, преподавание в нем, желание постоянно учиться и создавать новые продукты — эта важная часть моей деятельности возникла во многом благодаря родным. Моя сила — в симбиозе учительского опыта и знаний в области медицины.
— Почему из всех специальностей вы выбрали косметологию?
— Для меня это был единственный вариант, другие я не рассматривала. Я поступила в медицинский институт на бюджет, мне не хватало денег. Нужно было покупать книги, атласы, и я не хотела жить в общежитии. Поэтому, когда на первом курсе мне попалось на глаза объявление об обучении на косметолога, я не задумываясь позвонила, а потом пошла учиться. Вскоре арендовала кабинет, начала свою практику. А в 22 года полетела на первую стажировку в Париж и Монако.
Косметология меня тогда полностью поглотила, и я ни секунды не жалею о принятом решении. Я выбрала не просто профессию, где нужно делать процедуры и наносить маски. Косметология для меня — одна из лучших профессий в мире. Она дарит красоту, уверенность в себе, улучшает жизнь пациентов. Мои клиенты меняют работу, находят личное счастье, активно развиваются благодаря изменениям качества кожи, фигуры и общего состояния здоровья. Это главная награда за мои усилия.
— Как скоро вы открыли свою первую клинику?
— Во время учебы. С самого первого курса я предоставляла услуги эстетической косметологии, а на третьем курсе, в 2008 году, открыла косметологическую клинику. Конечно, трудностей было много, но это естественный процесс. Главное — не ныть и действовать. Важно сфокусироваться на цели. Когда я одновременно с учебой в медицинском вела прием и открывала бизнес, мне пришлось отказаться от многих радостей жизни: я не встречалась с друзьями, не ходила на вечеринки, мало спала, работала без выходных. Но я понимала, зачем это делаю, и шла к своей цели. Тут нет никакой магии — просто постоянная работа в течение пяти лет.
— С какими препятствиями вы сталкивались?
— Для начала я не знала, как правильно оформить все документы. Узнала об этом после первой проверки, когда оказалось, что нужно зарегистрировать компанию в Роспотребнадзоре. Также я не сразу поняла, как нанимать персонал. Я проходила через этап работы со знакомыми, брала на работу одногруппниц и подруг. В конечном итоге выяснилось, что они крали, — и мы расстались.
Бюджет на разных этапах различался. Например, в Уфе я открыла самую большую клинику в городе — площадью 400 кв. м. На это помещение я брала ипотеку, поэтому быстрое привлечение клиентов было для меня критичным. Во время коронавируса мы были вынуждены на месяц остановить прием из-за карантина.
В итоге я смогла преодолеть все препятствия без инвесторов — бизнес каждый раз окупал себя сам. И я не расформировала команду даже во времена пандемии, а продолжала платить зарплату всем сотрудникам и переориентировалась на продажи онлайн.
Свою роль сыграла и моя способность параллельно заниматься разными видами деятельности. После открытия первой клиники я осознала, что помимо косметологических услуг можно предлагать клиентам средства для домашнего ухода. В период пандемии я добавила в бизнес онлайн-марафоны и другие активности в соцсетях. Важный навык для предпринимателя — видеть дополнительные возможности для получения дохода и собственного развития.
Моя команда сейчас мало от меня зависит и самостоятельно принимает клиентов, управляет клиниками и проводит онлайн-марафоны. Я переключилась на онлайн-образование: веду лекции в своем институте, стала блогером. Каждая часть моего бизнеса по-разному функционирует, приносит разный доход, но все они доставляют мне удовольствие, вдохновляют идти к новым целям.
— Сколько филиалов сейчас работает?
— На сегодняшний день у меня две клиники с медицинской лицензией — одна в Уфе, вторая в Москве. Я сознательно не увеличиваю их количество — это моя позиция в бизнесе. Мне неинтересно расширяться просто ради надписи «владелец сети» или для масштаба. Моя модель напоминает бутик: мало, но качественно.
— Что важно понимать о профессии косметолога?
— На мой взгляд, самый большой плюс в этой работе — возможность вносить положительные изменения в жизнь людей и видеть реальный результат своей работы. Это вдохновляет и дарит огромное удовольствие.
Еще одним преимуществом этой профессии я считаю возможность быстро стартовать и хорошо зарабатывать. Сфера красоты всегда будет актуальна и востребована — уход за внешностью и кожей остается в приоритете, причем не только для женщин. Мы предлагаем свои услуги детям и подросткам с кожными проблемами, а также мужчинам, которые стремятся ухаживать за внешностью. В нашей клинике 30% клиентов — мужчины, и у нас есть специальное направление мужской косметологии.
А самый большой недостаток — это дефицит качественных образовательных учреждений для косметологов. Когда я только входила в эту сферу, было очень мало мест, где обучали профессии на достойном уровне. Многим кажется, что достаточно поступить в медицинский вуз и получить специализацию дерматолога — и тогда легко можно стать косметологом. На самом деле это не так. Чтобы стать профессионалом в этой сфере, надо много и упорно учиться.
Настоящей проблемой индустрии я считаю предоставление некачественных услуг. Мне кажется важным обеспечить в этой сфере четкий контроль со стороны государства: дипломы государственного образца, медицинские лицензии. Эти меры сократят риски пациентов. Сейчас на рынке присутствуют так называемые «врачи-косметологи», которые проводят процедуры без необходимых знаний и квалификации — это создает негативное впечатление о профессии и подрывает доверие клиентов.
— В чем принципиальные отличия Residence of Beauty от других косметологических клиник?
— В моих клиниках нет ничего лишнего. Мы никогда не навязываем клиентам дополнительные процедуры, аппараты или средства для домашнего ухода. Вся линейка продуктов проходит через мой строгий фильтр — так как я не просто руководитель и предприниматель, но и практикующий косметолог и дерматолог. Это позволяет мне принимать решения, основанные на врачебном мнении: я всегда на стороне клиента.
Важный фактор успеха клиники — я постоянно инвестирую в знания. На сегодняшний день у меня диплом врача лечебного факультета, диплом ординатуры по дерматологии и еще один по косметологии. По сути, у меня два дополнительных высших образования. Кроме того, я получила дипломы диетолога, методиста-преподавателя и врача превентивной медицины.
Благодаря этому я тщательно подхожу к каждому случаю, чтобы клиент после консультации вышел от меня с полным пониманием ситуации и дальнейших шагов.
Наконец, мы не используем контрацептивы, антибиотики и большое количество ретиноидов. Основная концепция клиники заключается в лечении кожи через поддержание здоровья — мы собираем подробные данные о человеке и назначаем анализы, чтобы результат был наиболее эффективным.
Наш подход — в комплексном лечении кожи: и снаружи, и изнутри. Это не просто процедуры: мы исследуем все необходимые аспекты здоровья клиента, четко определяем цель лечения, создаем систему ухода, чтобы поддержать и сохранить полученный результат. В эту систему входит не только посещение косметологического кабинета, но и изменение образа жизни.
— Какую стратегию вы применяете в трудные времена, когда снижается спрос на услуги сферы красоты?
— В кризисные моменты важно быстро адаптироваться к меняющемуся спросу. Например, в последние полтора года мы начали расширять целевую аудиторию: запустили социальные программы для студентов и пенсионеров, занимаемся лечением кожных проблем, связанных со стрессом. Наш подход ориентирован на общее здоровье и образ жизни пациентов.
В последнее время также появились проблемы с поставками иностранной косметики — многие бренды ушли с российского рынка, оставшиеся сильно подорожали. Я предполагала, что это случится, и больше года назад начала создавать свой собственный бренд AR Beauty. Это синергия всех моих медицинских и предпринимательских знаний. Продукты бренда официально разрешены беременным и кормящим женщинам, а также детям с 14 лет. AR Beauty — еще один способ бережно и эффективно позаботиться о своем здоровье.
— Как изменились тенденции в косметологии за время вашей работы?
— Десять лет назад, когда я начинала свой бизнес, пользовались популярностью услуги по уходу за губами, ботокс, контурная пластика. В последние годы тренд сместился на красивую и здоровую кожу без избытка косметики, на природную, естественную красоту. Действительно, сейчас коже уделяют много внимания и к уходу подходят комплексно. Это означает не просто посещение косметолога, но и уход за кожей изнутри — поддержание ее состояния с помощью простых ежедневных действий.
— Чем вы руководствовались, когда создавали институт профессионального образования для косметологов Alite?
— В начале своего пути я многого не знала, делала ошибки. И сейчас рада, что могу дать возможность другим косметологам проще и успешнее начать свой путь в этой увлекательной профессии. Главное отличие моего института — в реальности и конкретности знаний, которые мы даем. И неважно, есть у человека медицинское образование или нет: в институте Alite подобрать вариант обучения можно для каждого.
Важное преимущество в том, что мы обучаем не только тому, как получить диплом, но и как использовать его на практике: как начать зарабатывать, как продвигать себя, как искать первых клиентов, обучаем основам маркетинга и продаж. Также мы учим тому, как сохранить первых клиентов, потому что важно не только привлечь их, но и удержать. Результаты — это продукт работы с клиентской базой.
Я постоянно делюсь своим опытом с другими. Эффективное управление и контроль требуют глубокого знания того, что происходит внутри компании. Это позволяет избежать многих проблем и делает принятие решений быстрым и простым. Я знаю, например, что смогу начать все сначала, если потребуется. С моей помощью классные косметологи имеют возможность создать свою клинику с нуля и пройти сложный путь построения бизнеса с минимальными ошибками.
— Вы упомянули, что сейчас много времени уделяете именно институту. Почему?
— Моя цель — выпускать компетентных специалистов, способных не просто проводить процедуры, но и дарить людям красоту через здоровье. Студенты института осваивают мои авторские методики и учатся приводить пациентов к результату без негативных последствий и ошибок.
После окончания обучения мы выдаем дипломы государственного образца. Диплом обеспечивает выпускнику уверенность в своих знаниях, а наши имеют высокую ценность на рынке. В рамках образовательного процесса студенты получают 528 академических часов обучения от классных специалистов — и речь не о лишней нагрузке. Мои выпускники работают со здоровьем людей, так что знания никогда не будут лишними. Я хочу вывести свой институт на мировой уровень и сделать его стандартом качества в сфере косметологии.
— На то есть и личные причины?
— Разумеется. Когда я училась на косметолога, мои одногруппницы смеялись надо мной — мол, с красным дипломом, еще и косметолог. Это я запомнила навсегда. Тогда меня это сильно задело: на тот момент профессия косметолога считалась менее престижной, а учились на косметологов, казалось, двоечницы — таким был стереотип. Сейчас я намерена доказать обратное. И помогать состояться в профессии сильным косметологам — таким, которые обладают отличными знаниями и способны достичь реальных результатов для пациентов. Ведь именно благодаря этому косметолог может достичь высокого уровня дохода. Я верю, что мой опыт может вдохновить других, показать, насколько реально начать с нуля и честно зарабатывать в сфере косметологии.