Идеальный шторм: чему благотворительные фонды могут научить бизнес в кризисное время
Новые возможности
Некоммерческий сектор пережил десяток кризисов за последние тридцать лет. Самые свежие — пандемия и кризис 2022 года — показали, что НКО стали устойчивыми и сохранили гибкость. Они могут перестраивать свою работу быстрее, чем бизнес и государственные структуры. Инна Иннюшкина, директор фонда «Спина Бифида», объясняет разницу подхода: «Кризис или изменения — это как раз не только про ограничение, но и про возможности. Стоит сфокусироваться на тех возможностях и ресурсах, которые могут появиться, когда вы думаете о сложном или нерешаемом кейсе. Мышление работает так, что, если мы фокусируемся на сложностях, возможностей не видно. В нашей теме социальной можно проблематизировать бесконечно, поэтому лучше фокусироваться на возможностях».
Стратегическое планирование
Профессиональные благотворительные организации каждый год делают публичные отчеты для широкой аудитории и проводят стратегические сессии. Это позволяет анализировать свою работу и корректировать ее, быть более гибкими. «Главная задача стратсессий — придумать планы А, В и С. Этот навык мы давно выработали. На первую же встречу антикризисного комитета каждый руководитель направления пришел со своими планами А, В, С, нам довольно быстро удалось продумать срочные меры и начать принимать их», — делится опытом Дарья Байбакова, директор благотворительной организации «Ночлежка в Москве».
Общение со своей аудиторией
НКО от других структур отличают более личные и душевные связи с аудиторией — будь то жертвователи или получатели помощи. Это позволяет в сложное время рассчитывать на поддержку друг друга. Мария Томич, учредитель и директор БФ «Время детства», рассказывает, что фонд в 2022 году смог сохранить сотрудников и программы только благодаря общению с аудиторией: «Главное, что мы можем делать, это рассказывать просто о себе. Мы не просим денег, мы просто рассказываем о своих проектах, искренне говорим о своих задачах. И деньги приходят сами».
«С донорами надо поддерживать контакт вне зависимости от того, помогают они вам сейчас или нет. Просто будьте рядом, общайтесь с ними, искренне, аккуратно рассказывайте про ваше видение работы. Нам надо понимать, что только вместе с ними добьемся нашей благотворительной задачи», — говорит и Елена Важенкова, руководитель направления по работе с частными донорами благотворительной организации «Детские деревни SOS».
Уверенность лидера
Многие российские благотворительные фонды возникли вокруг лидера и продолжают работать именно так. Поэтому от энергии лидера очень многое зависит. «Важным фактором устойчивости организации в кризис является устойчивость лидера, его уверенность в будущем. Именно за лидером идут сотрудники, подопечные, доноры. Устойчивость лидера позволяет двигаться очень устойчиво и организации в целом», — отмечает Инна Иннюшкина, директор фонда «Спина Бифида».
Поддержка команды
В 2022 году многие организации столкнулись с массовой релокацией сотрудников. Нужно было учиться заново строить отношения в команде. Татьяна Константинова, директор АНО «Ясенева Поляна», считает, что к команде нужно относиться с той же эмпатией, что и к нуждающимся в помощи. «Я уверена, что нужно вкладываться в людей, разговаривать с ними, — рассказывает Константинова. — Мы создали разные каналы коммуникации с теми, кто уехал, с теми, кто остался. Я провела какое-то бесчисленное количество личных и групповых бесед, где мы все разговаривали. Во всем этом идеальном шторме мне было важно создать незыблимый островок, куда мятежные лодки всегда могут причалить».
Выступления упомянутых в статье докладчиков конференции «Форум благотворителей и меценатов»: