Вместо импорта: как производительность труда помогает московскому бизнесу развиваться
Внешние ограничения побудили и городские власти, и сами предприятия обратиться к внутренним источникам, искать решения по импортозамещению и сокращению времени вывода конкурентоспособной продукции на рынок. В основе таких решений почти всегда лежит повышение произвольности труда — комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию загрузки работников, раскрытие скрытого потенциала компании, максимальное использование имеющихся ресурсов.
Участие в городском проекте по производительности позволило московским компаниям показать значительные результаты уже через полгода. Какие методы и инструменты позволили им запустить новые производственные линии — в нашем материале.
Импульс к развитию
Москва включилась в нацпроект «Производительность труда» только в 2022 году. Его участниками уже стали 111 столичных предприятий из приоритетных отраслей экономики: обрабатывающего производства, торговли, строительства, транспорта, а 18 из них завершили первый этап реализации программы. В ходе него для каждой компании были разработаны и внедрены индивидуальные решения для улучшения производственных процессов.
«В России сохраняется потенциал значительного повышения производительности труда. Только за счет правильной организации процессов экономический эффект на отдельных предприятиях может составить десятки, а иногда и сотни процентов», — отмечает министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития Мария Багреева. По подсчетам самих предпринимателей — участников столичного проекта, в среднем производственные мощности компаний, которые завершили пилотный этап, выросли на треть, а время протекания процессов и неиспользуемые запасы сократились на 35% и 39% соответственно.
Мария Багреева также отметила роль проекта для активизации политики импортозамещения: «Сегодня уход с рынка ряда западных брендов и их продукции освободил новые ниши для наших предприятий. И нам важно не просто компенсировать их отсутствие за счет продукции московских компаний, но и повысить нашу глобальную конкурентоспособность, заложить основы для освоения новых рынков сбыта. Поэтому город максимально использует это окно возможностей».
Яркий пример — «Фабрика Вентиляции ГалВент», руководство которой и раньше задумывалось о конкуренции с качественными иностранными брендами. Но еще год назад такая конкуренция казалась слишком затратным делом. Если производить новые штампованные изделия на имеющихся станках, то нужно под каждое менять пресс-форму. Этот трудоемкий процесс занимал около полутора часов и казался совершенно нерентабельным. Другой вариант — расширять производственные площади и покупать дополнительные станки, что тоже дорого.
Когда весной 2022 года вопрос импортозамещения актуализировался, компания как раз вступила в нацпроект. «На тренинге по быстрой переналадке оборудования мы поняли, как снизить производственные потери и сократить время переналадки оборудования до 15 минут, — говорит директор производства Олег Саунин. — Тренеры Регионального центра компетенций Москвы научили нас смотреть и думать о каждом элементе производства с точки зрения бережливости, поэтому участие в нацпроекте, безусловно, стало одним из факторов, подтолкнувших нас к развитию импортозамещающего производства».
Уже в июле «Фабрика Вентиляции ГалВент» начала выпускать три новых вида штампованных изделий. К октябрю число выпускаемых в рамках импортозамещения изделий выросло до 150 000 штук в месяц. Теперь в планах фабрики — осваивать новые типы изделий в рамках программы импортозамещения.
Ответить рынку
Быстрая переналадка оборудования — лишь одна из множества практик бережливого производства, которые облегчают расширение производства в жестких временных и финансовых условиях. «Для оптимизации рабочих процессов мы в рамках нацпроекта внедрили малую механизацию, систему организации рабочих мест «5С» в потоке, а также АВС-анализ на складе», — перечисляет Владимир Хлебников, гендиректор компании «Парус электро», производящей системы бесперебойного питания.
Опытным участком для реализации нацпроекта в «Парус электро» стало запущенное в январе 2022 года производство новой модели быстрых электрозарядных станций. В октябре эту продукцию включили в Реестр российской промышленной продукции Минпромторга России, что позволит развивать сеть электрозаправок по всей стране, снижая зависимость от иностранных производителей.
«Самое главное — мы произвели ряд изменений в сознании людей и подняли на новый уровень производственную культуру, что имеет долгосрочный эффект и позволяет в дальнейшем повышать эффективность производства», — считает Хлебников.
Повышение производственной культуры дает возможность оперативнее реагировать на изменения рынка и запросы клиентов. Участник нацпроекта «Арисмо инжиниринг» за полгода смог не просто предложить рынку новый востребованный продукт — сейчас его доля приближается к 50% от всего оборота компании.
Летом 2022 года на российском рынке появилась потребность в запчастях для спецтехники нескольких мировых брендов. «За несколько месяцев после ухода иностранных брендов из России запчасти на складах дилеров закончились, а наладить поставки оригиналов им не удалось», — рассказывает гендиректор «Арисмо инжиниринг» Сергей Овчинников.
Незадолго до этого «Арисмо инжиниринг» как раз запустила производство соединительных жгутов и кабельных сборок для машин, тракторов и другой техники. Однако оно оказалось очень трудоемким: на изготовление одного жгута уходило 17 часов. Руководство решило срочно повысить производительность этого участка, тем более весной компания стала участницей нацпроекта «Производительность труда». «Эксперты московского центра компетенций помогли нам быстро и эффективно внедрить практики бережливого производства на линии жгутов и кабельных сборок», — говорит Сергей Овчинников.
Довольно простые правила вроде оснащения каждого оператора всеми необходимыми инструментами, комплектующими и рабочими документами в начале дня потребовали совсем небольших вложений, например дозакупки инструментов и допечатки документов. Но благодаря им производительность выросла в четыре раза. Это позволило компании предложить свой продукт дилерам иностранных брендов. «Они даже не знали, что в России можно найти жгуты такого высокого качества, поэтому охотно начали размещать заказы», — комментирует Сергей Овчинников.
По оценкам экспертов, участники нацпроекта уже через полгода осознают свой настоящий потенциал и готовы заполнить товарные ниши, которые раньше занимал импорт. Правительство Москвы в целях дальнейшей диверсификации ассортимента продукции столичных предприятий планирует подключать к нацпроекту новые компании. Ожидается, что к 2024 году их будет около 500.