Земельный банк: как «Траст» превратил «РОСТАГРО» в один из крупнейших агрохолдингов
Один из крупнейших растениеводческих холдингов в России перешел банку непрофильных активов «Траст» летом 2018 года. Группа компаний «РОСТАГРО» входила в топ-15 землевладельцев в стране, но, несмотря на огромный земельный банк — порядка 300 000 гектаров, — бизнес был убыточным. На конец 2018 года совокупный убыток связанных с «РОСТАГРО» компаний достигал 5 млрд рублей.
В первую очередь новой команде предстояло выбрать стратегию развития актива и определить исходя из нее тип операционного управления и инвестиционную программу. Вариант продажи холдинга в «Трасте» сразу посчитали невыгодным: на тот момент потенциальные инвесторы оценивали «РОСТАГРО» только по стоимости земельных активов.
Структурная перестройка
Согласно разработанной бизнес-модели, в первую очередь «РОСТАГРО» должна была выйти на плановую мощность, после чего стоимость компании можно было повышать, увеличивая земельный банк. «Мы выбрали стратегию реструктуризации актива, которая предусматривала вывод компании на прибыльность и продажу стратегическому инвестору на пике производственной мощности. Дальнейшее развитие холдинга решили оставить на усмотрение нового владельца», — рассказывает управляющий директор банка непрофильных активов «Траст» Антон Уланов.
Оздоровление холдинга началось с аудита и изменения его структуры. «РОСТАГРО» принадлежат земли преимущественно в Пензенской и Саратовской областях. Перспективы всех активов оценивались с учетом географического расположения, наличия мощностей для хранения и логистических особенностей. Были проданы те, которые эффективнее было продать, чем использовать.
Активы «РОСТАГРО» на момент перехода в «Траст» были рассредоточены: земля была зарегистрирована на одно юрлицо, движимое и недвижимое имущество — на другое, операционную длительность вели третьи компании. Эти компании арендовали друг у друга землю, имущество и средства производства — внутри группы в год проводилось по 3000 сделок с оборотом до полумиллиарда рублей, с них приходилось платить 30–50 млн рублей налогов. «Поэтому одной из наших главных задач было свести внутригрупповые обороты к минимуму. Теперь каждое юрлицо — самостоятельное подразделение группы, оно располагает всем необходимым имуществом, чтобы вести деятельность на принадлежащей ему земле, не привлекая активы других компаний», — рассказывает Антон Уланов.
После реструктуризации в группе осталось только шесть юридических лиц с операционными активами, а 60% ее земельных угодий «упакованы» в паи ЗПИФ. Такая структура управления прозрачна, легко контролируется и способствует налоговой оптимизации.
«Мы вывели задолженность «РОСТАГРО», которая сформировалась до ее передачи в «Траст», за контур здоровых компаний, чтобы агрохолдинг достался покупателю без долгов. В компаниях старого контура сейчас завершаются процедуры банкротства, в ходе которых идет расчет с кредиторами. До конца 2023 года все эти компании будут ликвидированы, и история с долгами будет закрыта», — подчеркивает Антон Уланов.
Работа в полях
Новая команда «РОСТАГРО» перенастроила и производственные процессы. Была пересмотрена структура посевных площадей, а разрозненные участки объединены в более крупные по площади поля под одним управлением. Компании закупили современную технику и оборудование — сегодня «РОСТАГРО» полностью укомплектована собственной тракторной техникой.
Эффективность использования земли удалось повысить за счет методов технологического земледелия: правильного подбора семян и правильного сева, сбалансированной технологии внесения удобрения, системы защиты растений от сорняков и вредителей, а также обработки почв. «Понятно, что, выращивая пшеницу в Пензе, мы получаем меньшую урожайность с гектара, чем на Кубани, класс зерна тоже будет ниже, это специфика региона. Но у нас была задача — превысить средние по региону показатели. В итоге в 2020 и 2022 годах урожайность в агрохолдинге оказалась на 5–10% выше, чем в среднем по Поволжью», — рассказывает Антон Уланов. В среднем урожайность на землях холдинга с 2019 года выросла по озимой пшенице более чем в 2 раза, до 51 центнера с гектара, по яровой — на 40%, до 34 центнеров с гектара.
Также команда пересмотрела севооборот, сделав выбор в пользу более маржинальных культур. Оценка экономической эффективности использования той или иной культуры основана на агрохимическом анализе почвы, анализе погодных особенностей региона, его потребностей. Лидером для Поволжья в итоге оказались озимая пшеница, подсолнечник и соя, на которых можно заработать 30 000–40 000 рублей с гектара. В аутсайдерах — ячмень, горох и свекла, которые раньше занимали поля, но почти не приносили дохода (горох, например, дает всего 4000 рублей с гектара). Антон Уланов объясняет, что раньше у холдинга не было единых принципов севооборота, владелец или арендатор каждого поля сеял то, что ему казалось перспективным, — например, если были желающие купить пару тонн гороха, сеяли горох. При этом на всех стадиях производственного процесса — от выбора семян до реализации продукции — жесткая система контроля, все весовые автоматизированы и подключены к 1С.
Более эффективному использованию земель способствовало и грамотное объединение полей для лучшей обработки, и логистика. «Сейчас мы приближаемся к 21 000 гектаров посевов сои и являемся одним из крупнейших производителей этой культуры в регионе», — приводит пример Антон Уланов.
Время инвестировать
В результате всех перечисленных мер рентабельность компании выросла и все поставленные задачи выполнены, подчеркивает Антон Уланов. Выбор культур и севооборота себя оправдал: уже по итогам 2021 года выручка группы компаний «РОСТАГРО» составила 5 млрд рублей, EBIDTA — 2,7 млрд рублей, рентабельность по EBIDTA — 54%. В этом году компания работает на пике мощности и возможной для таких объемов производства выручки.
Под управлением «РОСТАГРО» сейчас 240 000 га угодий в Пензенской и Саратовской областях, из которых 80% в собственности, что является сильным конкурентным преимуществом. Холдинг может обеспечить хранение 145 000 тонн готовой продукции, в том числе 75 000 тонн — в элеваторе. Начиная с 2019 года «Траст» инвестировал в агрохолдинг 2,5 млрд рублей. Сейчас «РОСТАГРО» выставлена на открытые торги за 14,4 млрд рублей, сбор заявок идет до 5 декабря.
В управляющей компании «РОСТАГРО», которая также выставлена на продажу, работает сильная команда управленцев, то есть у покупателя будет готовая структура, которая продолжит обеспечивать непрерывный производственный цикл и после сделки.
По словам Антона Уланова, интерес со стороны инвесторов к «РОСТАГРО» всегда был. «Мы ставили цель привлечь как можно больше покупателей. Развивали актив так, чтобы он заинтересовал максимально широкий круг инвесторов, как отраслевых, так и финансовых. Сейчас им интересуются и животноводческие холдинги, и растениеводческие, и производители сахара, и промышленные группы, не имевшие прежде сельскохозяйственных активов. Похоже, за «РОСТАГРО» будет борьба», — уверен он.
ПАО Национальный банк «Траст»