Аграрный подъем: как банк «Траст» оздоравливал большой птицеводческий бизнес
Под управлением банка непрофильных активов «Траст» находится сразу два крупных агрохолдинга. Первый — группа компаний «Здоровая Ферма», ведущий производитель мяса птицы, свинины, а также товарного яйца на Урале. Предприятия группы в Челябинской области и Пермском крае перешли «Трасту» в декабре 2018 года при санации «Бинбанка». Второй актив «Траста» из животноводческой отрасли — группа «Русское зерно», крупнейший производитель мяса птицы и товарного яйца. Операционный контроль над ней банк непрофильных активов получил в марте 2019 года в процессе санации и присоединения «Рост-банка». Управлением этими активами в банке занимается управляющая компания «Траст — Птицеводческие активы» («Траст-ПА»).
Выход из долгового пике
«Трасту» как новому собственнику предстояло провести полный аудит доставшихся предприятий и разработать с нуля бизнес-стратегию. Необходимо было выйти на прибыль, повысить общую инвестиционную привлекательность активов и подготовить их к продаже.
«Несмотря на полный производственный цикл, возможности «Русского зерна» по переработке не использовались в полной мере, компания и закупала, и продавала неэффективно, были проблемы и в управлении производством, и с обеспеченностью ресурсами, — говорит Антон Уланов, председатель совета директоров УК «Траст-ПА». — Это был стресс-актив с отрицательной EBITDA и долговой нагрузкой более 17 млрд рублей».
Проведенный due diligence показал, что для реабилитации холдингов нужно разобраться с долгами. На момент перехода к новому собственнику ГК «Русское зерно» допустила технический дефолт, по ряду обязательств уже начались судебные разбирательства. Компаниям группы было предъявлено 174 иска о взыскании 1,4 млрд рублей. Некоторые поставщики хотели инициировать процедуру банкротства, и изменить ситуацию можно было только с помощью переговоров, объяснив преимущества сохранения работающего бизнеса.
«В итоге мы снизили саму стоимость требования до 600 млн рублей, — рассказывает Антон Уланов. — Потом заключили мировые соглашения и все в срок выплатили, включая штрафы и неустойки».
Аналогичным образом распутывался долговой клубок в «Здоровой Ферме».
Выявлялись не только необоснованные затраты, но и проблемы в производственном цикле. В частности, обнаружилось, что предыдущее руководство холдингов недостаточно вкладывалось в строительство очистных сооружений, санпропускников и т. д. «Отсутствие полноценного контура биобезопасности может привести к вспышке болезней на фермах, что моментально скажется на производственных и финансовых показателях», — объясняет Уланов. Поэтому инвестиции в биобезопасность были также включены в список первоочередных действий.
Управление эффективностью
В животноводстве важно постоянное обновление родительского стада для производства инкубационного яйца. На башкирских предприятиях производили много такого инкубационного яйца, но на уральских его не хватало. Для решения проблемы успешный опыт «Русского зерна» использовали на Урале, там были быстро запущены дополнительные мощности по воспроизводству родительского стада, что обеспечило и снижение себестоимости, и стабильность производственного цикла. Сейчас «Здоровая Ферма» и «Русское зерно» производят за год 180 000 тонн мяса птицы и более 1,4 млрд штук товарных яиц.
Маржинальность бизнеса зависит от объема поставок мяса на переработку. Узнаваемые в регионе торговые марки у «Русского зерна» были и до смены собственника: «Турбаслинские бройлеры» и «Авдон». Но если раньше башкирский холдинг перерабатывал на своих предприятиях лишь 40% бройлеров, а остальное сбывал через оптовый канал целой тушкой, то сейчас 100% мяса уходит в упаковке в виде готового к потреблению продукта. После дополнительных инвестиций на «Здоровой Ферме» объем переработки увеличился с 40% до 55% и продолжает расти.
«Это стабильный канал, который обеспечивает прогнозируемый заказ, что важно для эффективности производства: под заказы выстраиваются технологические процессы, — объясняет Антон Уланов. — К тому же в ретейле ценообразование не так подвержено колебаниям, как в оптовой торговле, где на цену влияет постоянная конкуренция со свининой. Мы вывели все свои предприятия на федеральный уровень, обеспечив единые стандарты качества продукции, ее упаковки, а также консолидировали разные категории товаров в одно пакетное предложение. Поставляя одновременно мясо птицы, свинину, столовое яйцо и продукты глубокой переработки, мы покрываем большую ассортиментную матрицу и, соответственно, становимся более интересным партнером для сетей».
В США и Европе у производителей мяса птицы до 70% продаж приходится на HoReCa. В России работа с этим маржинальным каналом сбыта пока не очень развита, поскольку требует глубокого изменения производственных процессов: для стабильного качества при больших объемах нужно высокопроизводительное автоматизированное оборудование. Предприятия УК «Траст — Птицеводческие активы» уже начали работать в этом направлении. Например, «Русское зерно» поставляет свою продукцию в рестораны KFC в Башкирии и соседних регионах. А после расширения мощностей по заморозке поставками планируют охватить весь Урал. Второе перспективное направление — готовые мясные блюда (ready-to-eat) и полуфабрикаты, которые можно легко и быстро приготовить дома (ready-to-cook). В России этот сегмент активно растет.
Инвестиционный потенциал
Эксперты прогнозируют рост сделок M&A в сельскохозяйственной отрасли, причем двух типов. Первый — выкуп слабых игроков и стрессовых активов. Как в случае с продажей долговых требований «Траста» к ростовскому и белгородскому кластерам ГК «Белая птица» агрохолдингу «Ресурс», а курского кластера — группе «Черкизово». Второй тип — приобретение успешно работающих компаний, по которым у инвестора есть четкое понимание, как встраивать их в свою производственную и логистическую цепочку и что принесет синергия. Именно поэтому для стратегов и привлекательно «Русское зерно»: шесть птицефабрик мощностью 65 000 тонн мяса и 750 млн штук товарных яиц в год, завод на 25 000 тонн изделий глубокой переработки, 18 000 га сельхозземель и комбикормовое производство на 240 000 тонн. У холдинга все подготовлено для развития поставок готовой продукции в Китай и Юго-Восточную Азию. Предприятия прошли необходимую сертификацию, так что при смене рыночной конъюнктуры экспортный потенциал может быть снова реализован.
«Стратегический путь, который мы себе наметили три года назад, мы прошли, полностью подготовили актив к продаже», — говорит Антон Уланов. Стартовая цена ГК «Русское зерно» — 6,4 млрд рублей. А команда УК «Траст — Птицеводческие активы» в дальнейшем сосредоточит усилия на повышении эффективности работы предприятий в Челябинске и Перми. Их также планируют выставить на продажу.
ПАО Национальный банк «Траст»