К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Максим Степочкин: рекордные ставки по вкладам позволили стабилизировать рынок

Максим Степочкин: рекордные ставки по вкладам позволили стабилизировать рынок
Резкий рост ключевой ставки, которую ЦБ установил в конце февраля как антикризисную меру, привел к установлению на российском рынке рекордных ставок по депозитам. В результате интерес населения к сберегательным продуктам серьезно повысился: только в ВТБ в марте спрос на классические сбережения увеличился в шесть раз по сравнению с мартом прошлого года. Это позволило остановить оттоки средств со счетов и вкладов, начавшиеся в конце февраля, и обеспечить необходимый уровень ликвидности. Начальник управления «Сбережения» ВТБ Максим Степочкин рассказал, что мотивирует клиентов размещать деньги в банке в текущих условиях.

— Как изменился спрос на вклады и накопительные счета в марте?

— Повышение ключевой ставки Центробанка до рекордных 20% позволило банкам пропорционально поднять ставки по накопительным продуктам для физических лиц. И те, кто в конце февраля снимал наличные со счетов и вкладов, в марте понесли их обратно в банки под исторически высокие проценты. Мы видели на рынке ставки на уровне 22–23%, банкам было непросто держать их на этом уровне, но это стимулировало клиентов возвращать деньги в кредитные организации и в конечном счете привело к стабилизации рынка, сохранению и даже росту портфелей.

В ВТБ спрос на классические сберегательные продукты — срочные вклады и накопительные счета — в первые недели марта вырос в шесть раз.

По нашей статистике, с начала года более 2 млн клиентов банка воспользовались предложением по вкладам и накопительным счетам. А общая численность пользователей классическими сберегательными продуктами в ВТБ достигла 4,7 млн.

— Что выбирали клиенты — вклады или накопительные счета?

— Накопительные счета стали пользоваться популярностью в последние несколько лет. Продукт дает клиенту большую гибкость: он позволяет получить дополнительный процент от временно свободных средств и в то же время снять со счета деньги в случае необходимости без потери доходности. В ВТБ порядка 65% сберегателей размещают деньги на накопительные счета, остальные выбирают срочные вклады. При этом три четверти объема привлеченных денежных средств находятся на срочных депозитах и всего лишь 25% — на накопительных счетах.

Таким образом, клиенты стремятся сформировать структуру своих сбережений с позиции оптимального сочетания ликвидности и доходности.

Вклад фиксирует максимальную доходность на 3–6 месяцев, хотя исключает возможность снять деньги без потери процентов. А на случай срочных расходов обычно используют средства на накопительном счете. Здесь важно отметить, что по его условиям банк в любое время может изменить доходность продукта, поэтому, если есть уверенность, что деньги точно не потребуются в краткосрочной перспективе, более выгодно их разместить на депозите.

— Как отреагировали на повышение ставок действующие клиенты ВТБ?

— Действующие клиенты начали активно размещать средства на депозитах и накопительных счетах. Причем в классические инструменты вкладывались не только те, кто раньше размещал средства на вкладах ВТБ, но и клиенты, которые раньше не хранили деньги на депозитах банка.

В результате из 2 млн клиентов, открывших новые сберегательные продукты с начала года, 600 000 впервые заключили договор вклада или накопительного счета в ВТБ. Оставшиеся 1,4 млн — это действующие клиенты, которые воспользовались возможностью разместить свои средства под новые ставки.

— Вы дифференцируете ставки по сумме размещаемых в банке вкладов?

— Мы не делим ставки для разных сегментов, например 15% по вкладу «Первый» действуют для всех клиентов. Но по некоторым вкладам с опциями снятия и пополнения есть дифференциация в зависимости от размера неснижаемого остатка.

Например, если клиент готов зафиксировать неснижаемую сумму по вкладу «Управляемый» на уровне 50 000 рублей, то ставка составит 12%. Если он фиксирует неснижаемую сумму на уровне 700 000 рублей, то ставка — 13%. Для 2,5 млн рублей неснижаемого остатка она будет уже 14% годовых.

— На какую динамику прироста вкладчиков и владельцев других сберегательных продуктов вы рассчитываете в течение этого года?

— Пока делать прогнозы, на наш взгляд, немного преждевременно. Количество новых размещений в первой половине марта резко выросло, но в конце месяца поведение вкладчиков более-менее стабилизировалось: те, у кого были свободные средства, уже воспользовались рекордными ставками. Сейчас динамика корректируется в рамках сезонного роста, и мы ожидаем выхода на некие стабильные значения ближе к концу апреля.

— Банки, формируя ставки по сберегательным продуктам, ориентируются прежде всего на ставку ЦБ. Почему даже при стабильной ключевой ставке ставки по вкладам на 2–3 процентных пункта снижались?

— Это в большей степени реакция на спрос и попытка сбалансировать интересы вкладчиков и заемщиков. ЦБ, резко повысив ключевую ставку в конце февраля, стимулировал рост стоимости денег в экономике. Это, в свою очередь, привело к увеличению процентных ставок по срочным депозитам и накопительным счетам. Соответственно, население разместило свободные средства в банки под исторически высокие проценты.

Сохранение ключевой ставки на одном уровне и тем более ее недавнее снижение до 17% — четкие сигналы о стабилизации рыночной ситуации.

Экономические агенты начали адаптироваться к новым реалиям, курс рубля укрепился относительно максимумов начала марта. По динамике открытий мы видим, что в начале марта спрос экспоненциально вырос и достиг пика, а сейчас, когда многие клиенты уже разместили средства на накопительных счетах и вкладах под наиболее выгодные ставки, ежедневные открытия стали снижаться, и в ближайшее время мы ожидаем их фиксации около объективного среднего уровня. Также следует отметить, что банки, накопив подушку ликвидности, будут стремиться снижать ставки привлечения, чтобы возобновить кредитование по приемлемым для заемщиков условиям.

— Что мотивирует новых клиентов открывать накопительные счета и вклады, если ставка оказывается на уровне прогнозируемой инфляции?

— Говорить об инфляции за год пока еще очень рано, локальные всплески обусловлены макроэкономическими изменениями и могут не носить системного, долгосрочного характера. Для действующих заемщиков имеет смысл воспользоваться высокими ставками по вкладам. Сегодня, к примеру, они позволяют за счет размещения свободных денег заработать на погашение нескольких ежемесячных платежей по кредиту.

Мы верим, что такая мотивация будет работать в пользу клиентов и они выберут размещение средств на вкладах или накопительных счетах для получения высокой доходности. Хорошее дополнение к классическим сберегательным продуктам — обезличенные металлические счета, а также покупка физического золота: в ВТБ эта услуга доступна с середины марта.

— Какой спрос сейчас на металлические счета?

— В первые две недели марта число клиентов, открывших обезличенные металлические счета, выросло в пять раз. На начало апреля в ВТБ ими воспользовались 65 000 клиентов, в том числе 30 000 открыли продукт с начала этого года. Общий размер портфеля на начало апреля достиг почти 70 млрд рублей.

Во многом рост популярности продукта связан с поиском клиентами способов диверсификации своих сбережений в условиях нестабильной экономической ситуации. Ряд инвесторов хочет заработать в долгосрочной перспективе, поэтому металлы являются одним из наиболее привлекательных инструментов.

— Как вы считаете, металлические счета и покупка физического золота подходят всем клиентам? Или нужно быть экспертом в этой области?

— Обезличенные металлические счета — простой продукт с низким порогом входа — около 60 рублей. Поэтому вложение в них может позволить себе каждый. Для тех, кто хочет приобрести золото, это легкий способ реализовать запланированное и не думать, где хранить слиток.

Они доступны для открытия всем клиентам: через приложение или в личном кабинете банка можно купить от 1 грамма серебра или от 0,1 грамма золота, палладия или платины.

Счет открывается за несколько секунд, доступны операции пополнения и снятия 24/7, что по удобству сравнимо с открытием вкладов и накопительных счетов.

Золото в слитках подходит более состоятельным клиентам, так как покупка возможна только от одного килограмма. Продукт пользуется спросом: за месяц мы продали 1,5 тонны золотых слитков высшей 999-й пробы. Ожидаем, что спрос на золото будет сохраняться на высоком уровне на фоне отмены НДС 20% на покупку драгоценных металлов физическими лицами.

— Как, по вашим оценкам, будут меняться ставки по вкладам в ближайшее время?

— Снижение ключевой ставки приведет к дальнейшему снижению ставок по сберегательным продуктам, и они с большой вероятностью стабилизируются на уровне 14–15%.

Но классические сберегательные продукты будут по-прежнему востребованы клиентами — даже таких ставок не было уже свыше пяти лет, и сегодня это хорошая возможность увеличить свой капитал.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+