Дресс-код устарел: как в Альфа-Банке работается людям с цветными волосами и тату
Марат Исмагулов, директор по персоналу Альфа-Банка, подтверждает: для современных технологичных банков «серьезный» вид сотрудников совсем не важен. Содержание превыше формы — при найме HR и руководители в первую очередь смотрят, умеет ли человек мыслить нестандартно и предлагать прорывные решения. А таких людей, как правило, сложно загнать в рамки офисного дресс-кода.
Мы поговорили с четырьмя героями о том, откуда у них любовь к ярким цветам и деталям, как к этому относятся их коллеги и почему строгий костюм на работе не главное.
«Мой яркий облик поднимает людям настроение»
Я с детства люблю яркие цвета, особенно красный и оранжевый. Правда, долго не решался экспериментировать с гардеробом: в России не принято, чтобы мужчина носил что-то слишком вызывающее. В школе и на первых курсах универа я одевался в основном в черное. Но в итоге любовь к цвету перевесила, и постепенно я стал добавлять в гардероб яркие детали. Начал с аксессуаров, а потом и вовсе ушел от нейтральных тонов к пестрому безумию.
Сейчас в моем гардеробе практически нет однотонных вещей: я ищу странные принты и рисунки с разнообразным сочетанием цветов. Первое время было сложно решиться надеть рубашку с вызывающим принтом и фиолетовые штаны — казалось, что я выгляжу нелепо и слишком выделяюсь. Мне приходилось сталкиваться с негативом: и женщины, и мужчины, особенно старшее поколение, говорили, что я одет неподобающе, что в моем возрасте надо выглядеть солидно, а не как клоун, что слишком яркая одежда у мужчины — признак психического расстройства.
Проходя мимо компании консервативно настроенных мужиков (особенно подвыпивших), я стопроцентно получаю какие-нибудь оскорбительные комментарии. До драки дело не доходило, но в новостях читал о таких случаях. До сих пор, когда еду к родственникам в Ижевск, одежду с наиболее многоцветными принтами стараюсь не брать.
Когда я стал работать в Альфа-Банке, моя одежда уже была необычной — и коллеги приняли меня позитивно. Яркий стиль выражает мое мироощущение и внутреннее состояние, мне комфортно так выглядеть. Я люблю всю свою одежду: сочетаю классику и спортивный стиль, брендовые вещи и ноунеймы с AliExpress — никаких ограничений и правил, ориентируюсь интуитивно. Яркая одежда улучшает мое настроение — особенно в осенне-зимний период, когда постоянно темно и все вокруг становится блеклым.
В офисе мой гардероб редко оставляет окружающих равнодушными: в основном я слышу комплименты, а некоторые говорят, что и их настроение поднимается при виде моего яркого облика.
«Коллеги рассматривают меня, как картину»
Татуировки я начала делать с 18 лет — в Альфа-Банк пришла уже с ними. Ни секунды не сомневалась, что со своим стилем свободно впишусь в общую корпоративную атмосферу. «Альфа-Банк — для умных и свободных» — команда, которая создала такую концепцию, точно подходила мне по духу.
Я очень люблю каждую из своих татуировок. Среди них много символов духовного развития, внутренней гармонии и свободы. Например, Хамса на ноге — символ добра и чистоты, защита от невезения и сглаза. На плече у меня — Нага, змееподобное многоголовое существо, символизирующее энергию, которую дают человеку духовные практики. На руке есть изображение рокерской «козы» — я очень люблю рок, к тому же меня привлекает мистицизм этого знака: он был оберегом в одной из древних культур.
Многие татуировки я сделала по следам путешествий. Например, меня впечатлил храм Ангкор-Ват в Камбодже, а когда я вернулась в Москву, увидела у Саши Киселевой, гуру татуировок, скетч этого здания. Так у меня появилась татуировка с фрагментом этого мистического места.
Мнения людей о моих татуировках очень разнятся. У друзей обычно нет вопросов, зачем это нужно. Только однажды друг, когда пригласил в гости к его семье, попросил меня надеть что-нибудь с длинными рукавами. А вот на одном собеседовании в крупную госкорпорацию возникли проблемы. Интервьюер, которая должна была стать моим руководителем, так разозлилась из-за татуировок, что сказала: «Каким бы суперспециалистом вы ни были, я никогда не возьму вас в команду». Это сопровождалось бурной негативной реакцией и даже личными оскорблениями и проклятиями — за то, что я впустую потратила ее ценное время.
В Альфа-Банке все наоборот: коллеги часто рассматривают меня, как картину. От многих я слышу: «Я тоже хочу, но все не могу решиться».
«Продакт называет меня незабудкой»
В Альфа-Банк я пришел в 2017 году — выглядел тогда совершенно обычно и неприметно: короткая стрижка, джинсы, кроссовки и худи. Покрасить волосы я решил совсем недавно. Однажды вечером мы с друзьями развлекались в Photoshop с фотографиями. Иногда получались очень неплохие варианты: мне понравились, например, синие волосы. Спустя пару недель я решился и воплотил это в реальность.
Когда я пришел с новой прической в офис, коллеги отреагировали очень бурно — не каждый же день увидишь в офисе такие яркие волосы. А самые активные даже придумали для меня несколько прозвищ — продакт, например, называет меня незабудкой. Цвет волос я периодически меняю: у меня был фиолетовый с переходом в фуксию, а сейчас снова синий. В основном все относятся к ярким волосам доброжелательно — я получаю комплименты даже от прохожих на улице.
«Очень круто, что люди сейчас не считают яркую внешность ребячеством»
Как и большинство детей, во время учебы в школе я сталкивалась с буллингом. А когда слышишь, что ты «не такая», подстраиваешься под мнение остальных. В колледж я поступила на творческую специальность, решила выйти из зоны комфорта и добавить креатива в свою внешность. А еще самоиронии. Так появились мой стиль, диплом и Инстаграм — я начала вести его, чтобы наблюдать за собой со стороны. Я училась смеяться над собой, чтобы не бояться чужих насмешек.
В соцсетях я не гонюсь за статистикой и не прокачиваю аудиторию, знаю и помню почти всех своих подписчиков. Чаще всего танцую, показываю новые вещи и просто рассказываю все, что приходит в голову, — по настроению. Но больше всего комментариев и лайков собирают макияж, новый маникюр и кот — такой вот закон интернета.
Я очень люблю яркий макияж. Когда начался карантин, от скуки я решила снимать тиктоки. Для одного из первых сделала радужный — до сих пор не понимаю, как он получился. С макияжем я обычно импровизирую: просто просыпаюсь и понимаю, что сегодня день для блесток на все лицо или ярких теней с цветными стрелками, надеваю что-то из своего разноцветного гардероба и иду по делам.
В офис каждый день не езжу, работаю удаленно. С коллегами вообще впервые встретилась спустя месяц. Пришла с глиттером — наверное, этими разноцветными блестками и запомнилась. Круто, что в Альфа-Банке каждый может самовыражаться: ребята красят волосы, носят пирсинг и делают татуировки. Я рада, что люди сейчас не считают яркую внешность ребячеством, а наоборот, вдохновляются и открывают в себе что-то новое.
АО «Альфа-Банк»