Партнерство на пути: RUSSPASS в поиске нестандартных маршрутов
Елена Фоминых — московский гид-переводчик. До пандемии она не знала проблем с занятостью. «Раньше мне достаточно было состоять в реестре Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, чтобы получать предложения от туроператоров или коллег, — говорит Фоминых. — Я больше нигде не давала информацию, только просила клиентов оставлять отзывы на туристических сайтах и поддерживала с ними связь в социальных сетях». Весной 2020 года Елена осталась без заказов. Через год, когда многие коллеги ушли в другие сферы занятости, прошла курсы экскурсоводов для русских туристов и этим летом водила экскурсии. Желающих пока мало, но в октябре Елене удалось провести иностранцев по Москве по предложению туристического сервиса RUSSPASS. Тогда в столице проходил международный чемпионат по программированию среди студенческих команд ICPC, и RUSSPASS организовывал для участников культурную программу. «Сейчас я пошла преподавать английский, но заключила договор с RUSSPASS, чтобы найти новых клиентов как гид-переводчик и экскурсовод», — говорит Елена.
Ковидные ограничения заставляют всех участников турбизнеса искать новые ниши, возможности, коллаборации. Сервис для путешествий по России RUSSPASS, запустившийся в июле 2020 года, сразу сделал ставку на гибкий партнерский подход: от помощи с упаковкой контента до организации совместных проектов между разными участниками отрасли. Это оказалось особенно кстати в сотрудничестве с частными гидами и небольшими туроператорами, которые могут делать интересный туристский продукт, но не всегда обладают ресурсами для продвижения.
Получить, доработать, продвинуть
«Мы не просто размещаем информацию о партнерах, заключив договор, — объясняет Диана Христова, начальник управления по развитию партнерской сети RUSSPASS. — Сначала мы ищем интересные проекты. Мы ездим знакомиться в регионы, предварительно составляя список объектов и учитывая рекомендации региональных властей, и находим удивительные места.
Одно из недавних открытий — музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области. Если бы я знала, что там есть монастыри в меловых пещерах с выбитыми на стенах иконами, я бы приехала туда гораздо раньше. Например, о скальных монастырях Болгарии знают почти все туристы, которые приезжают в страну. Им повсеместно рассказывают об этих достопримечательностях и включают их в туристические программы. Хотелось бы, чтобы «Дивногорье» тоже стало популярным среди путешественников, и над этим нужно еще поработать».
Когда партнер найден, RUSSPASS помогает ему правильно представить свое предложение. «Мне перед публикацией исправили стилистические огрехи в тексте и добавили красивые виды Новодевичьего монастыря и исторического кладбища, — говорит экскурсовод Никита Цветков (он проводит экскурсии для небольших групп до пяти человек, каждый раз корректируя маршрут под интересы клиентов). — Обычно турсервисы проводят лишь техническую модерацию».
Гиды и экскурсоводы понимают, как много зависит от подачи, и поэтому рады такой помощи. По словам московского экскурсовода Миланы Львовой, она сталкивалась с тем, что люди не идут на новую хорошую экскурсию, если ты поленился написать интересный текст. Туроператоры, в отличие от гидов, часто пытаются продать не продукт, а себя. Поэтому RUSSPASS может получить от партнера вместо видов Териберки фото большого автобуса на фоне северных красот. А вместо картинки, дающей представление о заповеднике, изображение человека, который «держит» на ладони солнце. И тут необходимы коррективы.
«Мы размещаем информацию о себе на пяти площадках и впервые увидели такую заинтересованность», — отмечает Резеда Насретдинова, директор туроператора KAZAN360. Менее чем через месяц появления на RUSSPASS ее компания стала получать заявки на экскурсии по Казани через этот сервис.
Никита Цветков из Москвы — новичок на RUSSPASS, но он знает, что важно начать: в первые недели пусто, а потом спрос растет в геометрической прогрессии, от одного заказа в неделю до нескольких в день за сезон. «Меня заинтересовали возможности продвижения, — говорит Цветков. — У сервиса есть журнал RUSSPASS Mag, в котором можно публиковать статьи и полезные заметки о путешествиях. Я думаю, туристов могут привлечь мои профессиональные рекомендации, где им погулять в Москве. А еще у сервиса есть аудиогиды. Мне это тоже интересно попробовать».
Если материал интересный, RUSSPASS бесплатно для партнера увеличивает поток пользователей. К примеру, предпринимательнице, придумавшей иммерсивные экскурсии «Заблудшие» по историческим отелям Москвы (она начала с «Хилтон Ленинградская»), сервис оказал необходимую информационную поддержку.
Система взаимности
«Когда сервис начал подключать туроператоров и экскурсоводов, мы столкнулись с отсутствием новых качественных продуктов, — вспоминает Диана Христова. — Одни и те же маршруты и экскурсии, которые не меняются из года в год. Мы стали направлять коллег, чтобы они меняли локации. Например, когда открылся кинотеатр «Художественный», никто на туристическом рынке не понимал, что с этим делать. Мы подобрали заинтересованных партнеров и организовали ознакомительный тур в кинотеатр».
«Художественный» провел для партнеров RUSSPASS экскурсии об истории кино и архитектуре. Из этого визита, по мнению Христовой, могут вырасти новые турпродукты — как отдельные экскурсии, так и включение объекта в тематическую программу, посвященную кинематографической Москве.
На практике так и происходит. Директор компании «Виадук Тур» Лариса Федорова из последних инициатив RUSSPASS считает очень полезными знакомство с «Художественным», Музеем Гаража особого назначения ФСО и экскурсию по истории моды в ЦУМе — как минимум это позволит обновить фактуру туристических прогулок по историческим местам. «Наши туристы — пары и семьи, которые приезжают в Москву из других городов России, — говорит Федорова. — Конечно, для них у нас есть классические экскурсии по Кремлю, Красной площади или Третьяковской галерее. Но для тех, кто в Москве уже бывал, мы стараемся предлагать что-то новое: киностудию «Мосфильм», Музей русского импрессионизма, «Москва-Сити» (музей, смотровую площадку и район в целом), мюзиклы, прогулки на яхте. Именно такие незаезженные программы ценит RUSSPASS, и на них приходят клиенты».
Экскурсовод Милана Львова — лауреат конкурса авторских экскурсий по спальным районам столицы «Покажи Москву» (жюри отметило ее прогулку по Кунцеву) — планирует разработать для сервиса 3–4 эксклюзивных маршрута. «Мне нравится работать с туроператорами, но они любят популярные экскурсии, которые приносят доход, и настороженно относятся к новым маршрутам, — поясняет она. — RUSSPASS, наоборот, их ждет и при этом нелюбимую мною организационную часть по поиску клиентов фактически берет на себя».
Сервису под силу даже сложные коллаборации. Например, RUSSPASS предложил крупной гостиничной сети разработать для ее клиентов нестандартные экскурсионные маршруты поблизости от отелей не только в Москве, но и в других российских городах. «Небольшому коммерческому музею сложно достучаться до руководства крупной сети, — говорит Христова. — Мы взаимодействуем и с мелкими, и с крупными игроками. В результате получается выгода всем, включая туристов». Когда маршруты будут готовы, они появятся в RUSSPASS, информация также будет размещена в отелях.
Сервис продвигает городские достопримечательности самыми разными способами, чтобы как можно больше людей узнали о них. И все это увязано с туристическими инициативами партнеров. Например, в контекстной рекламе в Facebook и Instagram, сообщавшей о новых столичных объектах, интересных для посещения, упоминался музей «Москва-Сити». Хранительница архива подготовила очерк об истории строительства и развития делового района — она была свидетелем событий. И теперь один из маршрутов двухэтажных красных автобусов City Sightseeing Russia планируют продлить до «Москва-Сити». Туристы-пассажиры могут услышать в наушниках этот рассказ.
В этом году RUSSPASS запустил лендинг «Два города — миллион впечатлений». Проект создан комитетами по развитию туризма города Москвы и Санкт-Петербурга. С помощью лендинга можно спланировать путешествие, позволяющее посетить две столицы и, помимо достопримечательностей, побывать на знаковых выставках, фестивалях и концертах. И подобных коллабораций становится все больше: внутренний туризм продолжает динамично развиваться, а RUSSPASS, в свою очередь, проводит роуд-шоу в разных городах, чтобы знакомиться с партнерами и создавать новые продукты.